За последние несколько лет ВДНХ или, как ее любят называть, “главная выставка страны” обрела вторую жизнь: почти все павильоны выставки были отреставрированы, фонтаны засияли новыми красками, аллеи и дорожки стали комфортными для горожан. Мы пристально следим за всеми изменениями в нашем городе, поэтому решили запечатлеть процесс обновления, и в серии материалов покажем вам, как изменилась ВДНХ. Начнем с самого яркого павильона – "Слово" (бывший павильон Украинской ССР).
1. Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) было решено построить к 20-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Выставка должна была демонстрировать полную победу колхозного строя на всей территории великой советской страны. Во второй половине 1935 года на территории Останкинского парка началось строительство, а к июлю 1937-го открылись первые павильоны. В числе пионеров был и павильон самой большой из союзных республик, Украинской ССР, возведенный по проекту украинских архитекторов Алексея Тация и Николая Иванченко. Деревянный павильон был стилизован под малороссийскую хату, точнее, небольшой хутор. Стены были украшены живописью, крыша покрыта красной черепицей ручной работы.
2. Советскому руководству павильон в стиле украинского хутора категорически не понравился. Накануне открытия выставки (первоначальные сроки выдержать не удалось, открытие перенесли на два года) первый секретарь компартии Украины Хрущев посетил украинский павильон и выразил свое возмущение его внешним видом. “Украина — житница Советского Союза, а павильон — хуже Москвы!” Здание собрались демонтировать, но главный инженер выставки Алексеев его спас, предложив обнести новыми наружными стенами. Новый фасад, сложенный из гипсовых плит, помог воссоздать образ всесоюзной житницы: цилиндр-сноп как бы венчал здание-периптер, символизирующее хлебное поле.
На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Павильон Украинской ССР. 1939–1940 годы. Фото: russiainphoto.ru; источник: МАММ/МДФ.
3. Тот павильон Украинской ССР, который мы знаем по фотографиям, а кто-то и по памяти, был построен уже после войны. Новое строительство было необходимо не только из-за того, что за годы войны здание порядком разрушилось. Пришло время расширить экспозицию — к Украине присоединились новые западные земли.
Н. Шишловский. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Павильон “Украинская ССР”, 1954 год. Фото: russiainphoto.ru; источник: МАММ/МДФ.
4. Автором проекта нового павильона, открывшегося в 1954 году, стал тот же Алексей Таций, на этот раз работавший в сотрудничестве с Валентиной Чуприной и Григорием Шлаканевым. Хрущев курировал проект лично и результатом остался доволен. Павильон стал крупнейшим из республиканских павильонов выставки: его объем составил 24 000 м², общая площадь залов — 1600 м², высота основного здания с куполом — 26 м, со шпилем — 42 м.
Фото: Наум Грановский. Дата съемки: 1950-е. Фото: russiainphoto.ru; источник: МАММ/МДФ.
5. Новый павильон открылся уже после смерти Сталина, но был образцом сталинского ампира. “Павильон Украинской ССР стоит, сверкая золотом своего купола и статуй, по оси Главного павильона на другой стороне площади Колхозов” , — писал в своей книге о выставке главный архитектор послевоенного ансамбля ВДНХ профессор Жуков.
Углы карниза были увенчаны четырьмя золотыми скульптурами украинских девушек с венками, символизирующими славу колхозного строя. Стены большого вводного зала были отделаны украинскими разноцветными мраморами и покрыты грандиозной росписью на тему дружбы русского и украинского народов, а в центре стояла скульптура Ленин–Сталин.
6. Выставка достижений колхозного строя превратилась в выставку достижений народного хозяйства благодаря Хрущеву. Окрыленный гран-при, полученным в 1958 году за архитектуру советского павильона на Всемирной выставке в Брюсселе, Хрущев подписал договор с Эйзенхауэром об обмене выставками между СССР и США. Но американцам ВДНХ не понравилась. Ричард Никсон, вице-президент США, прокатился по ее территории в открытом лимузине и сделал вывод: "Ничего выдающегося". Но решение изменить принцип формирования ВДНХ уже было принято, и в начале 1960-х павильоны начали менять свои названия. На фасаде павильона Украинской ССР появилась надпись: "Земледелие".
7. В 1990-х годах ВДНХ вступила в период, который в народе получил название "Всероссийской шашлычной". Павильоны сдавались в аренду, экспозиции уничтожались, на их месте разворачивалась торговля одеждой и электротехникой. "Земледелие" оказалось бесхозным: шли разговоры о том, что надо бы вернуть его Украине, но этого так и не случилось — Украина принимать павильон и восстанавливать его за свой счет отказалась.
8. В 2016 году правительство Москвы решило привести ВДНХ в порядок: выставка могла бы стать одним из центров притяжения для москвичей и туристов. К 80-летию ВДНХ были торжественно открыты после реставрации пять павильонов, в том числе бывший павильон Украинской ССР. Теперь он стал Центром славянской письменности и культуры "Слово".
9. Реставрацией павильона занимались 50 художников-реставраторов, 10 архитекторов и более 150 строителей. Было восстановлено более 300 элементов керамической отделки фасада, отреставрированы и вновь покрыты золотой смальтой скульптуры украинских девушек по углам карниза. Засверкали позолотой шпиль и венчающая его звезда, обрел прежнее величие огромный витраж над центральным входом "Переяславская Рада 1654 года".
10. Внешнее и внутреннее убранство, характер экспозиции павильона "Слово" отражает уже новую концепцию ВДНХ. Экспозиция рассказывает об истории кириллицы и содержит множество мультимедийных и интерактивных экспонатов. Посетителям предлагается побывать в монастырской келье и земской школе, попробовать расшифровать славянские рисунки-граффити. В программе Центра масса лекций и программ, большая часть из которых бесплатные. В августе, например, здесь шли воркшопы по творческому письму. В сентябре начнутся занятия по церковнославянскому языку.