Здание бывшей конторы Ново-Сухаревского рынка, 1924 – 1926 годы
Большой Сухаревский переулок, 11, строение 1.
Ново-Сухаревский рынок возник и исчез вместе с НЭПом: в 1924 году гражданам Страны Советов было разрешено торговать, и, закрыв знаменитую "Сухаревку", о которой писал Владимир Гиляровский, Моссовет принял решение открыть неподалеку новый, современный рынок. Проектирование было поручено Константину Мельникову, прославившемуся строительством павильона "Махорка" на Всероссийской сельскохозяйственной выставке. Мельников разработал дизайн однотипных торговых павильонов, схему движения по рынку и проект конторского здания с трактиром. Треугольная форма здания была связана с планировкой рынка – проезды расходились от здания и пересекались друг с другом под острым углом, что позволяло организовать прямоточное движение – такое же, как и в гаражах Мельникова.
Административный корпус Ново-Сухаревского рынка, 1924-1926 гг. Фоторепродукция В.В. Робинова, 1977 г. XI 36978
Плоская кровля здания конторы была эксплуатируемой, и прямо на крыше располагался трактир, в который могли зайти сотрудники и посетителя рынка пообедать. После ликвидации рынка в 1930-м в здании несколько раз менялись внутренняя планировка и интерьер, над первоначальной плоской кровлей был устроен чердак, а открытая лестница, ведущая на крышу, была заложена – теперь на этом месте мы видим продолжение стены. В 1970-х годах сам Мельников надеялся, что здание будет отреставрировано, но этого не случилось. В мае 2020 года у здания появился частный владелец, который пока открыто не заявлял о своих планах на "бывшую контору", но, по некоторым сведениям, собирается восстанавливать памятник, чтобы сделать из него общественное пространство.
Фото: Павел Кузнецов
Фото: Павел КузнецовКлуб фабрики "Свобода", 1927 – 1931 годы
Вятская улица, 41
У многих построек Мельникова, к сожалению, трагическая судьба, но в истории клуба парфюмерной фабрики есть и комические ноты. В нулевых и десятых годах его арендовал ресторан, владельцы которого "приспособили" авангардное здание к собственным нуждам. Интерьеры получили отделку в псевдо-барочном духе, что по контрасту с архитектурой смотрелось довольно забавно. Мельниковский проект был сильно переработан уже в ходе строительства 1927 – 1931 годов – для своего времени он был слишком радикален.
Клуб фабрики «Свобода», 1927-1931 гг. Фото 1930-х гг. Серебряный отпечаток. ГНИМА XI 37031
Форма здания – цилиндрический объем, вытянутый вдоль улицы, – являлась аллюзией на резервуары-цистерны, которые использовались в косметическом производстве. Входы были запроектированы в виде четырех пандусов, ведущих на второй этаж: по этим пандусам в зал должны были подниматься участники массовых митингов и демонстраций.
Фото: Денис Есаков
В "цистерне" должен был располагаться зал-трансформер, который при необходимости можно было разделить на два – один для кинопоказов, другой для театральных представлений. От самой необычной идеи автора – бассейна под полом, – отказались сразу, так как в Бутырках в 30-е годы не было водопровода; многие другие решения, опередившие свое время, были заменены на более простые. В итоге проект был закончен только в 1931 году, так как заказчики постоянно вносили изменения – так, спортзал был вынесен в отдельную пристройку по западному фасаду, а пандусы со стороны улицы были заменены на лестницы.
Фото: Софья Карпенко
Здание прошло через несколько капитальных ремонтов и реставраций, сильно исказивших авторский замысел. В том числе в 2000-е годы все оригинальные окна были заменены под стеклопакеты, а интерьеры здания переоборудованы под банкетный зал и ресторан. В данный момент оно находится в собственности Москвы, с 2017 года никак не используется и постепенно разрушается.
Фото: Софья Карпенко
Фото: Софья КарпенкоКлуб завода "Каучук", 1927 – 1929 годы
Улица Плющиха, 64/6, строение 1
Клуб строился на пересечении улицы Плющиха с 2-м переулком Тружеников, который должен был стать частью проектируемого Бульварного кольца. Чтобы акцентировать новый транспортный узел, Мельников выбрал для здания форму сектора в четверть круга, дугой обращенного к перекрестку. Как и в других его клубах, здесь много интересных решений, вызванных сложной функцией здания – в нем есть и зрительный зал с естественным светом, и комнаты для кружковых занятий, и возможности для реализации массовых мероприятий. Кассовый вестибюль, вынесенный вперед, на угол тротуара, одновременно является трибуной.
Клуб завода "Каучук", 1927-1929 гг. Фото нач. 1930-х гг. Негатив, ч/б стекло. ГНИМА XI 37025
В 1950-х в клубе "Каучук" был проведен первый капитальный ремонт, после которого в интерьерах появился лепной декор, а на потолке – роспись. Открытая терраса на плоской кровле была утрачена. В 1960-х к фасаду с северо-запада пристроили одноэтажный каменный объем. В 1990-х здание было сдано в аренду ресторану "Золотой дракон". Но наибольший ущерб ему нанес не ресторан, а общественная организация Академия Российского искусства, которая снесла все внутренние стены, ободрала оригинальную штукатурку и деревянное напольное покрытие, заменила оригинальные оконные рамы на современные пластиковые. Даже полукруглые диваны, специально спроектированные для этого здания, были уничтожены.
Интерьеры фойе клуба завода "Каучук" сейчас.
Даже полукруглые диваны, специально спроектированные для этого здания, были уничтожены. Сейчас шедевр Мельникова, приведенный в аварийное состояние, вернулся в федеральную собственность, находится в оперативном управлении Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК) и в безвозмездном пользовании Университета имени Сеченова.
Интерьеры фойе клуба завода "Каучук" сейчас.
Остатки оригинальной кирпичной кладки.
Вид с крыши клуба завода "Каучук". Фото: Софья Карпенко
Фото: Софья КарпенкоГараж Госплана, 1934 – 1936 годы
Авиамоторная улица, 63, строение 1
Гараж Госплана, 1936 г. Фото 1930х гг. Негатив, ч/б стекло. ГНИМА VIII 17009
Гараж для автомобилей Госплана – самый поздний из реализованных проектов Мельникова и один из самых известных. Круглое окно-фара и корпус-радиатор создают запоминающийся образ. С 1936 по 1955 год гараж принадлежал Госплану, потом его занял таксомоторный парк. В 1990-м году здание принято на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения и одновременно сдано в аренду и частично приватизировано. Сегодня гараж принадлежит разным собственникам, в интерьерах сделана перепланировка, пробиты дополнительные дверные проемы в подъезд, деревянные окна заменены на пластиковые. Перспективы реставрации неясные.
Фото: Денис Есаков
Два года назад глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов объявил, что скоро будет разработан проект приспособления этого памятника к современному использованию. Будем надеяться, что за это время не случится еще одного пожара, подобного тому, который в 2014 году вспыхнул в автомастерской, которая, кстати, до сих пор тут находится – вместе с типографией, цветочным магазином и пунктом приема цветных металлов.
Послушайте выпуск нашего подкаст "У стен есть уши", посвященный Константину Мельникову, на Яндекс.Музыке.
Шеф-редактор сайта AD Софья Карпенко и директор Музея Константина и Виктора Мельниковых Павел Кузнецов обсуждают непростую судьбу и главные проекты великого российского архитектора Константина Мельникова. Как Константин Мельников оказался в Париже в 1935 году и почему не хотел оттуда возвращаться? Почему он никогда не следовал трендам? Как Мельникову удавалось опережать свое время и создавать уникальные проекты, аналогов которым в мире нет? На все эти вопросы мы отвечаем в новом эпизоде. Масштаб личности Мельникова настолько велик, что в один эпизод уложиться не удалось, поэтому продолжение увлекательной беседы ждите через неделю.