Современные декораторы и дизайнеры интерьеров все чаще сталкиваются с желанием заказчика обладать своей личной кунсткамерой. Создание серьезной коллекции и антуража для нее — это настоящее искусство, требующее выполнения определенных правил и знания надежных источников ее пополнения. Именно об этом мы и расспросили Тэйса Демельмейстера, встретив его на арт-ярмарке BRAFA в Брюсселе. Специально для AD он отобрал несколько объектов, которые могут стать достойным пополнением вашей коллекции и помогут создать правильную атмосферу в кабинете редкостей.
Человека всегда притягивали предметы, способные удовлетворить его безграничное любопытство или привести в изумление. А одним из надежных лекарств от скуки испокон веку считались кабинеты редкостей. Чтобы выяснить, как составляются ставшие сегодня вновь популярными коллекции, чем отличаются современные кунсткамеры от классических и что предлагают искушенным коллекционерам специализирующиеся на редкостях галереи, мы поехали на старейшую европейскую арт-ярмарку BRAFA, прошлись по ее стендам и поговорили с экспертом, автором нескольких книг по истории этого вопроса, бельгийским журналистом Тэйсом Демельмейстером.
Тэйс Демельмейстер – журналист, пишущий о дизайне и архитектуре, автор нескольких книг по истории создания кабинетов редкостей. 3 февраля на BRAFA состоится круглый стол, посвященный этой теме, на котором будет представлена его новая книга «Wunderkammer: An Exotic Journey through Time».
Рост интереса к созданию кабинетов редкостей обнаруживается сегодня повсюду. Например, в мадридском Prado, перед картиной Рубенса “Похищение Европы”, некоторое время назад выставили чучело огромного быка. А британская галерея Milton Keynes на выставке Cabinet of Curiosities наряду с работами Уорхола, Гейнсборо, Милле и Дэвида Боуи представила старинные карты и чучело пеликана. Что уж говорить о всенародной популярности и любви к таксидермистским опытам в работах Дэмиена Херста, Полли Морган и Яна Фабра.
Ширма — шелк, роспись. Дизайнер Пьеро Форназетти. 1972, галерея Brun Fine Art.
Подчеркнем: выбор места встречи с Тэйсом Демельмейстером совсем не случаен. BRAFA, которая проходит сейчас в Брюсселе (27 января — 4 февраля), славящаяся своей буржуазной неспешностью и демократичностью, — настоящий рай как для коллекционеров, так и для тех, кто профессионально занимается оформлением интерьеров. И это касается в первую очередь широкого охвата тем: здесь можно найти старинную и современную живопись, графику и скульптуру, мебель и светильники, относящиеся к разделу коллекционного дизайна, отличные образцы декоративно-прикладного искусства, антикварные и археологические редкости, а также всевозможные предметы искусства, созданные в странах Азии, Африки и Океании.
Шкаф в китайском стиле – красное дерево, бронза, зеркала. Париж около 1875-1880 с монограммой краснодеревщика “EL” и гравировкой Edouard Levre. Галерея Steinitz.
Демократичность BRAFA распространяется и на цены, которые варьируются от нескольких сот до нескольких миллионов евро. А над подтверждением аутентичности экспонатов трудится комитет, состоящий более чем из ста экспертов. И конечно, именно на BRAFA представлены ведущие галереи, в которых можно пополнить любую даже самую требовательную коллекцию кабинета редкостей.
Кабинет редкостей в интерьере. Из архива галереи Theatrum Mundi.
Марина Ширская: Когда появились первые кабинеты редкостей и из чего состоит классическая коллекция?
Тэйс Демельмейстер: О них было известно уже в средние века, но во времена Итальянского Ренессанса (с конца XV века) кабинеты редкостей стали особенно популярны. Короли, аристократы, ученые, фармацевты пополняли свои коллекции предметами, которые путешественники привозили в Европу из заморских стран, а также находками, обнаруженными в результате научной деятельности человека. Самыми известными были коллекции Улиссе Альдрованди, Франческо Калцолари, Ферранте Императо, Альберта Себа. Интересно, что первая коллекция Альберта Себа впоследствии была приобретена Петром I для основанной им Кунсткамеры. Собрать ее голландскому фармацевту помогли моряки, которых он лечил и которые расплачивались с ним всевозможными диковинами, привезенными ими из путешествий. Примерно в это же время сложились и четыре группы, на которые подразделяются предметы в классической коллекции Wunderkammer: Naturalia — чудеса природы, Scientifica — предметы, относящиеся к области научных исследований, Exotica — объекты, привезенные из заморских стран, и Preciosa — вещи, созданные руками людей. Существует и такая категория вещей, которые находятся на стыке двух групп. Например, кубки из кокосовых орехов или морских раковин, где чудо природы обрамляется в драгоценную оправу, созданную руками человека.
© Gretar Gunnlaugsson» title=»Кабинет редкостей в интерьере. Из архива галереи Porfirius Kunstkammer.
© Gretar Gunnlaugsson»/>
Кабинет редкостей в интерьере. Из архива галереи Porfirius Kunstkammer.
© Gretar Gunnlaugsson
МШ: А существует ли рынок поддельных редкостей?
ТД: Рынок поддельных редкостей существовал всегда. Например, под видом рога единорога продавали бивни нарвала. Или русалки — они были очень популярны в XIX веке. Известна целая передвижная выставка знаменитого Финеаса Тейлора Барнума, прозванного королем надувательств, в которой демонстрировались эти существа. На самом деле русалки делались умельцами частично из тел мелких обезьянок и рыбьих хвостов. Но даже когда обман раскрылся, коллекционеры все равно продолжали покупать эти фигурки. Или вот еще один пример: камни, образующиеся в желудке жвачных животных. Бытовало поверье, что если вымочить этот камень в воде, то она приобретет целебные свойства и может использоваться как противоядие или лечение от меланхолии. Подобные камни были довольно дороги и для них даже делали специальные драгоценные шкатулки. Как вы понимаете, нашлось немало мошенников, выдающих поддельные камни за настоящие.
© Gretar Gunnlaugsson» title=»Кабинет редкостей в интерьере. Кабинет редкостей в интерьере. Из архива галереи Porfirius Kunstkammer.
© Gretar Gunnlaugsson»/>
Кабинет редкостей в интерьере. Кабинет редкостей в интерьере. Из архива галереи Porfirius Kunstkammer.
© Gretar Gunnlaugsson
МШ: А в чем разница между классическим cabinet of curiosities и современным и что можно посоветовать начинающим собирателям редкостей?
ТД: Классический кабинет редкостей в прошлом отражал стремление человека познавать мир. В современную кунсткамеру чаще попадают вещи, которые могут своим происхождением скорее позабавить зрителя. Само понятие “редкость” очень изменилось за последнее время. Раньше, например, раковины наутилуса встречались очень редко и могли обойтись своему владельцу в стоимость двух солидных домов. Сегодня раковины, минералы, объекты, которые раньше считались экзотическими, стали доступны всем. Времена меняются, но идея коллекционирования по-прежнему жива.
© Gretar Gunnlaugsson» title=»Кабинет редкостей в интерьере. Из архива галереи Porfirius Kunstkammer.
© Gretar Gunnlaugsson»/>
Кабинет редкостей в интерьере. Из архива галереи Porfirius Kunstkammer.
© Gretar Gunnlaugsson
Если вы решили создать свой собственный кабинет редкостей, то не пытайтесь ностальгировать по кунсткамерам прошлого, постарайтесь понять, что для нас сегодня может считаться редкостью. Это могут стать предметы, прилетевшие (например, метеориты) или условно прилетевшие на землю из космоса. В этом году на BRAFA можно купить скафандр советского космонавта Стрекалова, в котором он выходил в открытый космос. Существуют галереи, которые могут помочь вам создать коллекцию с нуля, ориентируясь на размеры вашего помещения и указанный вами бюджет, могут даже подобрать для коллекции подходящую по размеру мебель. Бельгийская галерея Porfirius, представленная на BRAFA, — одно из таких мест.
Все, что может попасть в ваш кабинет редкостей прямиком с арт-ярмарки BRAFA, по мнению Тэйса Демельмейстера.
Амонит. Необычайно большого размера и в прекрасной сохранности, найден в Северной Америке, в местности, получившей название Bearpaw Formation. Найденные здесь амониты считаются самыми красивыми, €64 000. Галерея ArtAncien.
€25 000. Галерея Robertaebasta.» title=»Стул — дерево, медь, пергамент, роспись, дизайнер Карло Бугатти. 1905;
€25 000. Галерея Robertaebasta.»/>
Стул — дерево, медь, пергамент, роспись, дизайнер Карло Бугатти. 1905;
€25 000. Галерея Robertaebasta.
Статуэтка божества из Конго. Дерево. Конец XIX века. €55 000. Галерея Porfirius Kunstkammer.
Анатомические модели тела беременной женщины. Слоновая кость, дерево, бархат, роспись. Германия, конец XVII века; €37 500. Галерея Finch & Co (Великобритания).
Анатомические модели тела беременной женщины. Слоновая кость, дерево, бархат, роспись. Германия, конец XVII века; €37 500. Галерея Finch & Co (Великобритания).
Индо-португальская шкатулка для хранения безоара. Серебро, позолоченное серебро; €22 750. Галерея Finch & Co (Британия).
32 000 евро
галерея Dario Ghio» title=»Большой настольный серебряный ящик с гербом принцессы Гессен-Дармштадтской (супруги царя Николая II Александры Федоровны Романовой) с дарственными надписями;
32 000 евро
галерея Dario Ghio»/>
Большой настольный серебряный ящик с гербом принцессы Гессен-Дармштадтской (супруги царя Николая II Александры Федоровны Романовой) с дарственными надписями;
32 000 евро
галерея Dario Ghio
Скафандр Сокол kv2, принадлежавший космонавту Стрекалову, В этом скафандре космонавт выходил в открытый космос и пробыл на станции Союз с 1 августа по 10 декабря 1990 года. 1987; €130 000.
Метеорит весом 17 кг был найден в одном из самых известных и хорошо сохранившихся метеоритных кратеров в штате Аризона. €70 000. Галерея ArtAncien.
1680; €55 000. Галерея Philippe d'Arschot.» title=»Кубок. Перламутровая раковина в оправе из позолоченного серебра. Германия,
1680; €55 000. Галерея Philippe d'Arschot.»/>
Кубок. Перламутровая раковина в оправе из позолоченного серебра. Германия,
1680; €55 000. Галерея Philippe d'Arschot.