Энцо Мари, Алвар Аалто, Джордж Накашима, Фрэнк Ллойд Райт — все эти великие мастера были еще и пионерами в области устойчивого развития. Это они ввели в моду заботу об экологии в то время, когда о ней еще никто не говорил.
Хавьер Сеносиайн
Архитектор Хавьер Сеносиайн родился в Мексике более 70 лет назад и посвятил свою жизнь проектированию домов и скульптур, вдохновленных природными формами. В его портфолио есть здания, похожие на раковину, моллюска и даже акулу. Причем для их строительства он использовал исключительно природные материалы, такие как дерево или камень, или же переработанные бумажные и текстильные отходы. Он считал, что “человек не должен отрываться от своего биологического естества и должен помнить, что он происходит из природного начала. Поэтому среда его обитания не может быть неестественной”.
Жозе Занин Калдас
На создание скульптурной мебели архитектора вдохновили рыбацкие каноэ и деревья Бразилии. В своих работах он использовал только местную древесину — пеки, красное дерево, винатиго, а также ремесленные техники. В 1960–1970-х он изобрел первые экологичные дома, которые построил недалеко от Рио-де-Жанейро. Кроме того, под конец своей жизни Жозе удалось реализовать мечту-утопию: превратить деревню Нова-Висоза в родном штате Баия в экологическое и культурное сообщество.
Джордж Накашима
Джордж родился в США, но его семья была из касты японских самураев. Он изучал архитектуру, рисовал фрески в Нью-Йорке, работал в Париже, Токио и Индии и обучался ремеслу у японского плотника в американском лагере беженцев во время Второй мировой войны. Джордж верил, что у деревьев есть душа. “Каждое дерево заслуживает того, чтобы у него появился шанс обрести вторую жизнь, — утверждал Накашима. — Я верю, что у деревьев есть жизнь — и гораздо лучшая, чем наша, человеческая. А тот, кто достойно прожил одну жизнь, должен прожить и вторую”. Он любил создавать предметы, в которых видна естественная поверхность древесины. Ведь нет ничего более скучного в мире, чем отполированная идеальная мебель.
Фрэнк Ллойд Райт
Он так и не окончил колледж, но при этом стал одним из самых влиятельных архитекторов всех времен. Райт вырос на ферме в Висконсине, и, возможно, вся его карьера была попыткой восстановить этот симбиоз между архитектурой и природой его детства. Знаменитый “Дом над водопадом”, который он спроектировал в конце 1930-х годов в Пенсильвании, стал идеальным образцом органической архитектуры, как и его дома-мастерские Taliesin и Taliesin West.
Может быть интересно5 главных принципов Фрэнка Ллойда Райта
Сезар Манрике
Манрике родился на острове Лансароте, но профессию инженера-строителя он осваивал на Тенерифе, а затем двадцать лет провел в Мадриде и Нью-Йорке, совершенствуя свои навыки и исследуя современные жанры и направления. Но все это время он мечтал вернуться на родной Лансароте, чтобы кардинально изменить его облик. После возвращения остров стал “творческой студией” мастера — он использовал его как холст для реализации своих художественных идей, которые, в свою очередь, помогли защитить окружающую среду. Он строил дома, смотровые площадки, парки, скульптуры, скверы, которые гармонично вписывались в ландшафт и не вредили ему.
Остров Лансароте, дом актера Омара Шарифа по проекту Сезара Манрике. Алвар Аалто
Аалто родился в сельской местности в Финляндии, в окружении озер и лесов. Его отец работал в национальном агентстве по охране окружающей среды, поэтому неудивительно, что архитектор сделал своей музой природу. Он всегда стремился создать диалог между интерьером и экстерьером, особенно в своих деревянных зданиях. “Форма должна иметь содержание, и это содержание должно быть связано с природой”, — говорил он. Кроме того, Алвар основал компанию Artek, которая по сей день производит мебель из экологически чистых материалов.
Энцо Мари
Энцо Мари не стало совсем недавно, в конце 2020 года. Он ушел из жизни в возрасте 88 лет, а вместе с ним ушла целая эпоха. Он популяризировал формат “Сделай сам”, а также спроектировал десятки предметов для Driade, Artemide, Alessi, Zanotta и Magis. Кроме того, Мари выпустил книгу Autoprogettazione, в которой собрал инструкции для создания мебели. Вместе с книгой читатели могли сразу приобрести набор из разрезанных сосновых досок и гвоздей, чтобы построить что-то своими руками.
Впервые опубликовано в испанском Architectural Digest.