У самолета Ту-134 весьма занятная конструкция. Если посмотреть на носовую часть машины, то можно будет увидеть, что она имеет абсолютно нехарактерное для большинства других самолетов остекление носовой части. Совершенно очевидно, что сделано оно не просто так и уж тем более не для красоты. Для чего же в 134-ом нужен стеклянный нос, какие функции он выполняет?
Кабина изнутри. |Фото: zachemkabina.
Даже те, кто ничего не понимает на серьезном уровне в авиации, наверняка слышали о том, что панорамные стеклянные кабины на самолетах середины XX века – это как правило штурманские места. Чаще всего стеклянные кабины делались на военных самолетах. В них должен был сидеть специально подготовленный человек, который помогал летчикам в управлении машиной буквально ориентируясь на местности с высоты.
Создан в 1960-е годы. |Фото: yablor.ru.
Например, упомянутые кабины можно увидеть у отечественных военных самолетов Пе-8 и Ил-4, американских Douglas А-20С и Boeing В-17 Flying Fortress, немецких Dornier 217 и Heinkel He 111 – список можно продолжить. В военных машинах штурманские места были нужны в свое время по причине недостаточной развитости навигационных систем. В результате чего, значительная часть навигации ложилась на плечи человека.
Место для штурмана прямо в носу. |Фото: Twitter.
И здесь в пору спросить: если с военным самолетами середины XX века все понятно, то зачем такая кабина Ту-134? Неужели в случае вооруженного конфликта планировалось переделывать пассажирские лайнеры под бомбардировщики? Конечно же, нет. В действительности ответ на данный вопрос очень простой. Разрабатывали 134-ый в Советском Союзе в конце 1950-х начале 1960-х годов. Тогда автоматические навигационные системы были уже лучше, чем в период Второй мировой войны, однако все-таки далеко не так хороши, как сегодня. А потому даже в гражданской машина предусматривалось место для штурмана.
В новых моделях такой кабины уже нет. ¦Фото: aviaforum.ru.
При этом следует обратить внимание на то, что у поздних модификаций Ту-134Б никакого стеклянного носа уже нет, так как штурманское место в конструкции было упразднено за ненадобность. В тоже время, в свою все еще остается достаточно много самолетов первых серий. В них эта кабина чаще всего также не используется, так как в 1970-1980-е ранние 134-ки стали модернизировать, устанавливая навигационную автоматику.
В продолжение темы читайте про то, как британец приобрел списанную турбину авиалайнера и превратил ее в дом для путешествий.