Едва ли Южная Африка ассоциируется у вас с модернистской архитектурой середины ХХ века, однако здесь таких домов не меньше, чем в Европе. А вот найти в окрестностях Йоханнесбурга особняк тех времен в практически нетронутом состоянии — действительно большая удача. Так что модельеру Лезанн Вивье и ее мужу Уолтеру Андерсону повезло: свой будущий дом, спрятанный в конце заросшей зеленью подъездной дороги, они нашли совершенно случайно.
Длинные галереи тянутся вдоль всего фасада, а в этой части дома они расширяются, образуя большую террасу, на которой как раз и сфотографирована хозяйка Лезанн Вивье.
Со стороны улицы здание вытянулось в линию, но если посмотреть со стороны заднего фасада, который развернут к соседним холмам, то окажется, что постройка каскадом спускается вниз, цепляясь за каменистые выступы склона. Широкая крыша нависает над открытыми галереями, а еще ниже можно рассмотреть сеть тропинок и вымощенных камнем лесенок, ведущих к бассейну, приютившемуся возле гигантского валуна и от этого напоминающему настоящий пруд. Лезанн не без оснований считает, что ее жилище, всем своим видом стремящееся слиться с ландшафтом, чем-то напоминает Дом над водопадом Фрэнка Ллойда Райта.
Дом Lotus House построен в середине ХХ века, вход в него находится на втором уровне — к нему ведет кактусовый сад, который здесь разбила хозяйка Лезанн Вивье. Она же решила выкрасить часть фасада в яркие цвета.
Внутри особняк с его огромными окнами и стеклянными дверьми, забранными в деревянные рамы, залит солнцем. “Освещение здесь потрясающее”, — констатирует хозяйка. При этом широкая крыша и галерея защищают интерьер от прямых лучей, так что внутри довольно прохладно.
В центре гостиной журнальный столик, Kartell, с коллекцией керамики из студии Artisafire и модульный диван-трансформер. На стене работы Габриэллы Крюгер и Грешама Тапивы Ньяуде.
На встроенном шкафу в гостиной винтажные телевизоры и светильник по дизайну Луиджи Массони, iGuzzini.
Дом покорил Лезанн и Уолтера с первого взгляда. Они решили изучить его историю и обнаружили, что планы относятся к 1960-м годам, а его создателями стали архитекторы из Kock & Orsmond Architects. Более детальную информацию найти не удалось, однако сохранившийся интерьер обладает всеми привычными чертами южноафриканского модернизма, сформировавшегося под влиянием классиков стиля, а также работ бразильских и японских архитекторов. В отличие от более холодных интерьеров в домах европейских модернистов, в ЮАР всегда ценили разнообразие текстур и не чурались декоративных элементов. Возможно, дело в климате: белые кубики с холодными рациональными интерьерами в духе баухауса или Ле Корбюзье в этих солнечных краях выглядели бы странно.
Лезанн Вивье у себя на кухне.
Фрагмент кухни с мебелью в стиле дайнеров. На стене работа Леди Сколли.
За почти шестьдесят лет дом всего дважды менял владельцев — Лезанн с мужем стали третьими, — и это объясняет замечательное состояние интерьеров. Встроенные шкафы в гардеробной, кухня, стеновые панели и даже потайной винный холодильник с аудиосистемой — все это было в целости и сохранности. Новым хозяевам оставалось лишь слегка освежить обстановку. “Нет ничего лучше краски!” — считает Лезанн, чьими стараниями дом окрасился в сочные яркие цвета. “Мне хотелось сохранить дух модернистской архитектуры, — говорит она. — Я выяснила, какие краски были популярны в 1960-е годы, и отобрала те из них, что мне больше всего нравятся”.
Фрагмент кухни. На двери платье из коллекции Viviers.
Фрагмент кухни с коллекцией ваз из муранского стекла.
Меблировка в доме довольно эклектичная — Лезанн привезла сюда вещи, которые собирала последние лет шесть-семь. Тут есть и мебель в стиле середины ХХ века, и современные предметы, часть из которых сделали друзья хозяйки. Например, многие светильники придумал дизайнер Аугуст Де Вет, который занимается освещением на ее фэшн-шоу, а некоторые картины на стенах — коллаборация модели Леди Сколли и художницы Марлен Хетти Стейн, которая помогала оформлять показы Viviers весна-лето 2020. В целом подборка искусства в доме неплохо иллюстрирует текущую ситуацию на южноафриканской арт-сцене. “Я люблю покупать работы на выставках выпускников, — говорит Лезанн. — Это хороший способ увидеть новые таланты”.
Столовая. Обеденный гарнитур — датский винтаж. Над сервировочным столиком картина Ирмы Штерн. Справа совместная работа Марлен Хетти Стейн и Габриэллы Крюгер. На столе коллекция винтажных ваз, включающая муранское стекло и сосуд родом с Украины.
Нижний уровень особняка представляет собой “дом в доме” — там находится дизайн-студия, в которой Лезанн Вивье создает свои новые коллекции и встречается с клиентами, приходящими на примерку. Пространство устроено так, чтобы работа и частная жизнь находились рядом, но не смешивались. Впрочем, иногда мода все же выплескивается за отведенные ей границы, однако исключительно по воле хозяйки. Как-то раз она устроила показ прямо на балконах — благодаря своей длине они отлично заменяют подиум, а интерьеры дома используются как декорации для фэшн-съемок. Надо сказать, что и в этом качестве они безупречны.
Главная спальня. Кровать со встроенным изголовьем — часть оригинального интерьера середины прошлого века.
Фрагмент спальни с плетеным креслом Peacock. На заднем плане видна гардеробная с оригинальными встроенными шкафами.
Студия, в которой хозяйка работает над коллекцией своей марки Viviers, находится на первом этаже и тоже выходит на длинную открытую галерею.
Прихожая с работами Фреда Шиммеля, Леди Сколли и Джорджины Гратрикс. Керамика, Artisafire.