К Томмазо Фантони заказчик обратился с довольно необычной просьбой: он хотел в своей квартире устраивать вечеринки и концерты и был настроен так решительно, что не отказался от этой идеи, даже когда в процессе ремонта обзавелся семьей и стал отцом. Для архитектора это был вызов, и он его принял. Томмазо — внук великого Освальдо Борсани, много лет прожил в Америке и работал в бюро Foster + Partners, а недавно вернулся в родной Милан, где ему и подвернулся этот проект.
Томмазо Фантони — внук культового итальянского дизайнера Освальдо Борсани. В 2018 году вместе с Норманом Фостером они организовали ретроспективную выставку работ Борсани в Триеннале.
С фактурой ему очень повезло: это бывшее складское помещение с высоченными потолками, окнами и арочными проемами. Томмазо поместил хозяйскую спальню с гардеробной и ванной комнатой на антресоли, под ней расположил кухню и кабинет, а большую часть пространства внизу оставил свободным. Во входной зоне Фантони сделал ступени амфитеатром, под ними оборудованы дополнительные места для хранения. Теперь в общей зоне возможны два варианта развития событий: ступени могут быть сценой, в то время как зрители комфортно устраиваются на диванах и в креслах, или, наоборот, они используются как посадочные места, если в программе вечера просмотр фильма на большом экране.
Общая зона. Шкафы вдоль стен сделаны на заказ. В них хранятся вещи и скрыто оборудование. На полу доски из дуба. Основание обеденного стола Томмазо Фантони сделал из кусков квадратных металлических труб. Вокруг — стулья Wishbone по дизайну Ханса Вегнера.
Скругленная форма лестницы задала тон всему остальному интерьеру: здесь появились овальный кухонный остров, бетонная шахта с винтовой лестницей, ведущей на антресоль, и полукруглое изголовье кровати со встроенными полками. “На самом деле хозяин — увлеченный яхтсмен, ему понравилась идея обойтись в интерьере без прямых и острых углов, будто на корабле, — рассказывает Фантони. — Единственное, о чем мы не смогли договориться, — это об отделке стен. Я думал выкрасить их в белый, чтобы пространство стало светлее, воспринималось более домашним и уютным. Но заказчик хотел оставить кирпичи. Мне пришлось уступить, но, признаюсь, так получилось даже лучше!”
Обстановка в общей зоне собрана из винтажных и дизайнерских предметов: кресла 1930-х годов, а круглые столики — по эскизам Освальдо Борсани для ABV Tecno.
Входная зона. Ступени, спроектированные архитектором, — это и ящики для хранения вещей, и дополнительные места для посиделок, когда собирается большая компания, и сцена. Конструктивно потолок здесь такой же, каким был раньше, но Томмазо изменил пропорции досок, визуально облегчив его.
Томмазо Фантони очень гордится архитектурными решениями, которые ему удалось здесь воплотить. К примеру, круглую шахту для лестницы он отлил из архитектурного бетона и спроектировал для нее полукруглую дверь. Ограждение на верхней площадке специально сделал широким и отделал деревом, чтобы на нем можно было сидеть или сервировать закуски. Сама лестница должна вызывать ассоциации с корабельным винтом.
Лестница, ведущая на второй уровень, спрятана в бетонный “стакан”, дверь дизайнер тоже сделал полукруглой.
Фантони спроектировал винтовую лестницу не только для экономии пространства. Такая форма напоминает ему и хозяину корабельный винт. В этом интерьере вообще много отсылок к морской тематике.
Раздвижные двери, ведущие в спальню, прячутся в бетонных коробах, а саму кровать Фантони вписал в арку и добавил полукруглое изголовье, отделанное кожей. Остальные предметы мебели в этом жилом пространстве в основном дизайнерские и винтажные или изготовлены с использованием индустриальных элементов. К примеру, обеденный стол со стеклянной столешницей спроектировал сам архитектор, сделав основание из фрагментов квадратных металлических труб. Придумывая мебель для проектов, Томмазо Фантони отдает дань уважения своему деду Освальдо Борсани. Кстати, два журнальных столика по его дизайну здесь тоже есть.
Спальня на втором уровне. Дизайнер спрятал сдвижные деревянные двери в бетонные короба. Кровать и изголовье с полками, обтянутое кожей, сделаны на заказ. На полках настольные лампы по дизайну Марселя Брейера.
Холл на антресоли. Архитектор специально сделал широкие перила. На них можно сидеть или сервировать закуски для гостей.
Кухня изготовлена на заказ из дерева, бетона и стали, а столешница острова — из черного гранита.
Фрагмент работы Марка Хилтаута; настольная лампа по дизайну Марселя Брейера.
Гардеробная на антресоли. Шкафы со стеклянными фасадами и остров сделаны на заказ.