История города
Все началось в 1956-м, когда было принято постановление Совета министров СССР о строительстве научного центра биологических исследований на берегу реки Оки в районе деревни Пущино. В конце того же года был утвержден предварительный градостроительный проект, однако воплощение замысла в жизнь отложили на несколько лет — все силы и финансирование были брошены на возведение академгородка в Новосибирске. “Любопытный факт: если из Пущино двигаться строго на восток, то мы как раз попадем в новосибирский академгородок — он расположен на этой же параллели”, — рассказывает Мария. Кстати, проектированием обоих городков занимался один институт — сейчас это ГИПРОНИИ РАН. Он был основан Алексеем Щусевым в 1938 году и носил название “Академпроект”. “У ученых были свои потребности, и их надо было учитывать, — объясняет Трошина. — Научным работникам нужны были специальные здания, поэтому архитекторов перевели в Пущино, где организовали мастерскую, чтобы они плотнее общались с учеными и лучше понимали их запросы”.
Генплан города Пущино, 1976 год.Институт теоретической и экспериментальной биофизики
Самый первый корпус начали строить в 1961-м, а спустя два года он уже был открыт. ИТЭБ стал родоначальником всех остальных институтов, появившихся в Пущино: это его отделившиеся и разросшиеся лаборатории.
Конференц-зал в ИТЭБ РАН.
Институт биофизики — единственный архитектурный объект, чей административный блок был возведен по типовому проекту. “Надо было строить очень быстро, и Александр Несмеянов, возглавлявший тогда Академию наук, предложил использовать проект здания Института элементоорганической химии, который расположен в Москве на улице Вавилова”.
Фрагмент конференц-зала в ИТЭБ РАН. Вся мебель спроектирована и выпущена на заводе в Пущино.
Получается, что пущинский Институт биофизики — его брат-близнец. Однако, как и у всех близнецов, у них есть некоторые отличия: входная группа и мозаичное панно, украшающее фасад”, — рассказывает Мария.
Фрагмент конференц-зала в ИТЭБ РАН.
Как только было принято решение о строительстве академгородка, производство стройматериалов и предметов интерьера организовали тут же. Почти все, что мы видим на фотографиях проектировалось и выпускалось на пущинском заводе: окна, двери, фурнитура и, конечно, мебель.
Библиотека в ИТЭБ РАН.
В 1960–1970-е годы директором института был академик Глеб Михайлович Франк: он был авторитетом в научной среде и принимал активное участие в строительстве. Благодаря ему удалось реализовать некоторые архитектурные решения, которые были совершенно не оправданы с экономической точки зрения. Так, Франк считал, что ученые должны не только работать, но и отдыхать, поэтому в институтах появились огромные свободные пространства, которые не являются лабораториями: декоративно украшенные холлы, внутренние дворы и небольшие скверы.
Фрагмент стены из стеклоблоков в переходе из Института теоретической и экспериментальной биофизики в Институт биофизики клетки.Институт биофизики клетки
На языке архитекторов “клетка” — это квадрат, поэтому корпус клетки в плане похож на эту геометрическую фигуру и все пространства сгруппированы тоже квадратами вокруг такого же по форме холла. Автор этого проекта — Лариса Крупская. “Здесь уникальная и нетрадиционная архитектура для лабораторных пространств, — говорит Ирина Станиславовна Масулис, кандидат биологических наук и замдиректора по научной работе ИБК РАН. — Представьте, что у вас в руках поднос, заставленный колбами и пробирками, а вам надо попасть из одного кабинета в другой. Руки заняты, и все очень неудобно. В этом корпусе кабинеты образуют анфиладу: каждой лаборатории выделен отдельный отсек, и все помещения в нем проходные, что очень удобно”.
Холл в Институте биофизики клетки РАН.
Холл в ИБК РАН оформлен скульптурами Олега Ряшенцева.
Двусветный холл и переход из ИБК в ИТЭБ.
Скульптура Олега Ряшенцева в ИБК РАН.
Скульптура Олега Ряшенцева на мифологическую тему в ИБК РАН.
Вот как трактует это оформление Мария. “В этом пространстве будто соединяются два мира: мир живого и неживого, физики и биологии. Этот корпус по уровню чуть ниже, и коридор находится под углом, его стены частично сделаны из стеклоблоков с пузырьками. Из узкого пространства мы попадаем в просторное, светлое, и лестница будто задает нам движение. Следуя за сюжетом скульптур, из поднебесного пространства мы попадем в земной мир, а потом и подземный. Пузырьки в стеклоблоках уже намекали нам, что мы попадаем в другой мир. Вода — это начало жизни, а мертвая река Стикс символизирует и ее конец”.
Холл нижнего этажа в ИБК РАН.
А квадратная колонна, пронизывающая холлы двух этажей в Институте биофизики клетки — это аквариумы, в которых раньше плавали разные виды рыб, жили амфибии, рептилии и редкие виды лягушек. Таким образом тема воды получала здесь дальнейшее развитие.
Холл ИБК РАН. Раньше в колонне находились аквариумы с рыбами и земноводными.
На самом верху в Институте биофизики клетки расположен Круглый зал. Свое название он получил из-за формы стола. Тут проходили партсобрания и можно было устраивать приемы: в смежных помещениях располагаются небольшая кухня и санузел. Вообще этот необычный зал с окнами под потолком и витражами не должен был существовать. Планировалось, что тут будет внутренний двор с цветным куполом, но его отклонили еще на ранней стадии, так как строительство и эксплуатация выходили очень дорогими.
Круглый зал в ИБК РАН.
Круглый зал в ИБК РАН.
Малый конференц-зал в ИБК РАН.
Малый конференц-зал в ИБК РАН.Институт белка
Пущино задумывался как город-визитка для иностранных делегаций, а с Института белка должна была начинаться центральная ось города: аллея зданий с парадными белоснежными фасадами, спускающихся к самой реке. Административный корпус этого института, в отличие от остальных, компактный, но при этом с богатым интерьером. Его архитектура одним напоминает замок, а другие находят тут отсылки к ар-деко. Спроектировал здание Валентин Коган.
Акварель института белка, сделанная автором здания — архитектором Валентином Марковичем Коганом. Фото предоставлено Анной Гнедовской, дочкой архитектора.
Панно на морскую тему на первом этаже Института белка РАН.
Панно на морскую тему на первом этаже Института белка РАН.
“Внутри все уютно и сделано для людей, — говорит Мария. — Этот институт построен через пятнадцать лет после первого, и художников для оформления заказывали через художественный комбинат из Прибалтики”. В фойе при входе нас встречает масштабное панно с ракушками, а наверху, в холле, где находится кабинет директора, мозаика из наборного шамота. У этого административного корпуса уже появляется свой внутренний двор с фонтаном, а переход в лабораторный корпус похож на зимний сад.
Панно из наборного шамота в директорском холле на втором этаже Института белка РАН.
Фрагмент панно из наборного шамота.
На первом этаже Института белка расположено кафе “Желток”. Для Пущино это кафе имело культурное значение: вечерами тут собиралась послушать музыку и посмотреть кино. В советские годы здесь успела побывала почти вся андеграундная творческая интеллигенция, и их имена перечислены на двух памятных плакатах, висящих на одной из стен.
Кафе “Желток” в Институте белка РАН. Камин до сих пор рабочий.
Фрагмент сохранившегося интерьера в кафе “Желток” в Институте белка РАН.
Кафе “Желток”.
Интерьер кафе дошел до нашего времени без изменений, и он радикально отличается от столовых в других корпусах. Тут снова считываются отсылки к замковым интерьерам: большой действующий до сих пор камин, витражи на окнах и массивная деревянная мебель.
Барная стойка в кафе "Желток" в Институте белка РАН.
Барная стойка в кафе “Желток”.
Фрагмент камина в кафе “Желток”.
Фрагмент панно на входных дверях кафе “Желток”.
Панно в холле первого этажа в Институте белка РАН.
Фрагмент панно в холле первого этажа в Институте белка РАН.Институт биохимии и физиологии микроорганизмов
Блок общего назначения этого института выглядит более традиционно для модернистской архитектуры: он почти полностью сделан из стекла. Но его главная гордость — масштабное архитектурное панно, которое начинается на фасаде снаружи и заканчивается в двусветном холле внутри здания. Разглядеть его полностью довольно проблематично: часть композиции закрывают собой уже ставшие высокими ели. Автор панно — Илья Казанский, он сделал похожее для конференц-зала в посольстве СССР в Париже (сейчас это посольство России).
Здание Института биохимии и физиологии микроорганизмов. Фотограф: Ю. Беспалов; оцифровка: А. Иванов; из фонда Центральной библиотеки города Пущино.
Холл и фрагмент панно в ИБФМ РАН.
Холл и фрагмент панно в ИБФМ РАН.
Масштабное панно начинается на фасаде снаружи. Автор: Илья Казанский.
Фрагмент холла в ИБФМ РАН.
Здание института спроектировали Евгений Архипов (он считался главным архитектором города Пущино) и Юрий Платонов. Оно построено вокруг внутреннего двора с декоративным озеленением, а выходящие туда фасады — с панорамным остеклением. С одной стороны в этом проекте в интерьер входит архитектура в виде масштабного панно, а с другой — природа. Даже стены в приемной при кабинете директора полностью прозрачные, и через них видно деревья на улице. А у библиотеки, расположенной на первом этаже, есть собственный выход во внутренний двор.
Внутренний двор ИБФМ РАН. Здесь видно панорамное остекление фасада.
Холл второго этажа ИБФМ РАН.
Библиотека в Институте биохимии и физиологии микроорганизмов.
Читальный зал в ИБФМ РАН.
Читальный зал в ИБФМ РАН.
Эта декоративная стена маскирует объем конференц-зала, а на первом этаже за ней также находится вход в кафе, куда можно было попасть как с улицы, так и из холла института. Вообще, раньше территории всех институтов были открыты, забором их обнесли недавно. Прогуливаться в скверах или отдыхать на лавочках могли не только научные сотрудники, но и все горожане.
Конферец-зал в директорском блоке в ИБФМ РАН.
На столешнице маркетри выложены портреты ученых, работавших в Институте биохимии и физиологии микроорганизмов.
Несмотря на открытость в архитектурном плане, в здание институтов просто так не попасть. Но в Пущино сформировалось сообщество энтузиастов, которые водят экскурсии по своему родному городу.
Фрагмент столовой в ИБФМ РАН.
Конференц-зал в ИБФМ РАН.
Фрагмент конференц-зала в ИБФМ РАН.
Фрагмент конференц-зала в ИБФМ РАН. На стене портрет Георгия Константиновича Скрябина, с 1968 по 1988 год возглавлявшего институт.