Фрэнк Гери об «эффекте Бильбао», революции в архитектуре и своих любимых предметах

Двадцать четыре года назад открытие музея Гуггенхайма в Бильбао, построенного по проекту Фрэнка Гери, вызвало цепную реакцию: все хотели повторить этот успех и с помощью архитектуры решить экономические и социальные вопросы. Однако архитектор считает, что в этом была не  только его заслуга: “Это командная работа: музей был частью градостроительного плана, в рамках которого спроектировали развитую инфраструктуру, – объясняет он. – Отличный результат можно получить только с хорошими заказчиками и при общественной поддержке. Одно здание никаких проблем не решило бы. Ко мне часто обращаются с просьбой построить что-то, чтобы улучшить городскую или социальную ситуацию, но если обстоятельства не те, мы даже не беремся за проект”.

Архитектор Фрэнк Гери на кресле из гофрокартона. С этим материалом он экспериментировал в 1970-е — и очень удачно: компания Vitra до сих пор выпускает картонную мебель по его эскизам.

Эффект Бильбао заключался в том, что в город хлынули толпы людей, которые хотели своими глазами увидеть необычное здание музея, и они подняли туристический бизнес индустриального региона на севере Испании. “Я сам люблю музеи и посещаю их в каждом городе, где бываю. В них можно узнать много интересного, – говорит Гери. – Вообще не имеет значения, по какой причине вы хотите попасть в музей. В детстве мама водила меня в Королевский музей Онтарио, и я мчался через все залы к чучелу мамонта, но со временем искусство меня тоже стало интересовать”.

Здание Музея современного искусства в Бильбао было построено в 1997 году и принесло архитектору славу.

Музей дизайна в кампусе Vitra в Вайле-на-Рейне был построен 1989-м. В этом же году Гери получил Притцкеровскую премию.

Фрэнк Гери родился в Канаде в 1929 году и переехал в Америку, когда ему было семнадцать лет. Здесь он окончил университет Южной Каролины и Гарвард и в 1962-м основал собственное бюро. Долгое время архитектор был больше знаменит в Европе, чем в США, он даже несколько лет прожил в Париже. Премию Притцкера Гери получил в 1989-м, еще до того как построил все те проекты, которые сделали его знаменитым. Феномен канадца в том, что он воспринимает архитектуру как искусство и считает формой самовыражения, а потому в его исполнении ей будто не подвластны никакие законы физики.

Может быть интересноПост почитания Фрэнка Гери

Музей поп-культуры в Сиэтле был открыт в 2000 году. Его фасад из стали и алюминия будто развевается на ветру.

Небо­скреб Beekman Tower в Нью-Йорке появился в 2011 году.

На вопрос о том, думал ли он когда-нибудь, что его замыслы невозможно будет воплотить в жизнь, он отвечает так: “Если чего-то не существует, вы должны это изобрести”. Сам Гери совершил революцию в профессиональной среде и в 2002 году создал компанию Gehry Technologies, разрабатывающую программное обеспечение, которое помогает в полном объеме контролировать процесс проектирования. “Мне всегда хотелось, чтобы архитекторы брали на себя больше ответственности. Софт и услуги моей второй компании позволяют реализовывать идеи с учетом экономической составляющей”.

Фрэнк Гери у своего дома в Санта-Монике, который он постоянно достраивал и перестраивал. Фото 1988 года.

Его разработками пользуются в таких бюро, как Zaha Hadid Architects, Herzog & de Meuron и Ateliers Jean Nouvel. Свой самый важный совет мальчик из еврейской семьи получил еще в школе и до сих пор ему следует. “Один из профессоров отвел меня в сторонку и сказал, что у меня есть талант и я добьюсь успеха, если буду стремиться делать все на максимум, независимо от того, тружусь я над чем-то большим или маленьким”, – вспоминает Гери.

Мебель из коллекции Bentwood для Knoll, придуманная Фрэнком Гери в 1992 году.

Мебель из коллекции Bentwood для Knoll, придуманная Фрэнком Гери в 1992 году.

Конечно, крупных объектов в его портфолио больше, чем малых, но и с ними он вписал свое имя в историю. В 1972 году архитектор сделал предметы интерьера из гофрокартона, их до сих пор выпускает компания Vitra, в 1992 году придумал коллекцию мебели из гнутой фанеры для Knoll, в 2004‑м стал автором кубка для чемпионата мира по хоккею. В прошлом году специально к стопятидесятилетнему юбилею Hennessy X.O по его эскизам выпустили декантер для коньяка, в форме которого узнается авторский почерк Гери.

Декантер по эскизам Фрэнка Гери, выпущенный к 150-летию Hennessy X.O ограниченным тиражом в 150 экземпляров, и “коньячное ружье” — специальная пипетка для дегустации напитка.

“Мне хотелось персонифицировать труд мастеров, которые создают напиток, с помощью декантера, сделанного вручную. Его приятно держать в руках, и его грани эффектно бликуют”, – говорит архитектор. А на вопрос, что его вдохновляет, он отвечает так: “Вдохновение везде. Когда я был маленьким, мама водила меня по музеям и концертам классической музыки, а бабушка собирала со мной города из деревяшек и всякого мусора. Я до сих пор люблю классическую музыку, искусство и играть с кирпичами”.

Здание Музея биоразнообразия в Панаме построено в 2014 году.

Кубок для чемпионата мира по хоккею выполнен по эскизам Гери и вручается с 2004 года. На фото хоккеист Сидни Кросби держит кубок, который команда сборной Канады выиграла в 2016‑м.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: