Музей культуры Кадокава, бюро Kengo Kuma & Associates
В конце 2020 года в Японии откроется масштабный комплекс Tokorozawa Sakura Town, который будет посвящен поп-культуре страны. Его главным украшением станет центр Кадокава — проект легендарного Кенго Кумы. Архитектор часто обращается за вдохновением к природе — и эта работа не стала исключением. Здание выглядит как огромный валун: чтобы создать сходство с камнем, фасад отделали двадцатью тысячами кусков гранита. В пятиэтажном сооружении расположатся галереи, большая библиотека с восьмиметровыми полками, кафе и магазин. Один из уровней будет целиком посвящен аниме.
Музеи сейчас совмещают функции образовательного центра. Комплекс в Лунгане популяризирует науку, а Кадокава рассказывает о японской поп-культуре.
Фото: Kadokawa Musashino Museum.Культурный центр в Шэньчжэне, бюро Mecanoo
Архитекторы Mecanoo строили культурный центр с заботой о жителях района Лунган. Участок, где предстояло возвести здание, находился на границе парковой зоны и делового центра, поэтому логично, что здесь всегда был большой пешеходный поток. Чтобы сооружение не стало преградой, бюро решило разделить его огромными арками, а внизу оставить привычные для горожан тропы. Получился комплекс из четырех частей, выполняющих разные функции. Научный центр занимается обучением детей, молодежный — проводит спортивные и музыкальные мероприятия. Художественный музей, занявший два этажа, предлагает жителям насладиться искусством, а торговый центр состоит исключительно из книжных лавок.
Фото: Zhang Chao.
Фото: Zhang Chao.Музей в швейцарии, бюро BIG, фирма CCHE
Бюро Бьярке Ингельса построило новый музейный павильон для старой часовой компании Audemars Piguet. Сооружение расположилось рядом с древним зданием в самом сердце долины Валле-де-Жу. Спиральная форма была выбрана не случайно: словно вкрученная в землю, конструкция символизирует то, что история компании уходит корнями в прошлое города. Интерьерами занималась студия Atelier Brückner, дизайнеры которой спроектировали круговую планировку. Оказавшись внутри, посетители двигаются по спирали к центру павильона по часовой стрелке, проходя мимо мастерских и демонстрационных комнат и экспонатов, — словно гуляют внутри часового механизма.
Фото: Iwan Baan; Image Courtesy of Audemars Piguet.
Фото: Iwan Baan; Image Courtesy of Audemars Piguet.Художественный музей Западного Бунда, бюро David Chipperfield Architects
В портфолио Дэвида Чипперфилда много музейных комплексов, и всех их объединяет любовь архитектора к строгим линиям и обилию воздуха в пространстве. Музей Западного Бунда, который стал зарубежным филиалом французского Центра Помпиду, тоже выполнен в лучших традициях бюро. Все три корпуса покрыты матовым стеклом, благодаря которому в галереи попадает много рассеянного света. Части, объединенные центральным вестибюлем, могут работать независимо друг от друга. В каждой из них располагаются выставочные пространства на верхнем уровне, а также многофункциональные залы, студии и учебные классы на нижнем. Архитекторы построили не только здание, но и новое общественное пространство, потому что считают, что современные музеи — это больше, чем просто место для просмотра искусства.
Число музейных посетителей с каждым годом растет: в России в 2017-м их было 125 миллионов, в 2018-м — более 154 миллионов.
Фото: Simon Menges.
Фото: Simon Menges.Музей в Лияне, студия CROX
Музей истории городского уезда Лиян напоминает то ли облако, то ли обточенный водой камень. Однако вдохновением для архитекторов послужили не только природные очертания водоема, расположенного рядом, но также культурное наследие Лияна, которому посвящены экспозиции музея. Одним из символов города является старинный деревянный музыкальный инструмент цзяовэйцинь, и задачей студии было показать взаимосвязь между искусством и природой. Архитекторам удалось это передать в поэтичном скульптурном облике здания: фасад из древесины напоминает об инструменте, а форма музея идеально вписывается в ландшафт. Кстати, зеленый холм, на котором “восседает облако”, искусственный — под ним прячутся главный вход и просторное лобби.
Фото: Xia Zhi.
Фото: Xia Zhi.Национальный музей Катара, The Ateliers Jean Nouvel
Главным украшением Дохи стал Национальный музей Катара. Жан Нувель построил его, вдохновившись “розой пустыни” — минеральным образованием, действительно похожим на цветок, которое возникает в процессе кристаллизации в слоях песка. Здание окружают огромные диски разного диаметра, одновременно выступающие в роли опор и выразительных элементов дизайна. Они затеняют пространство между галереями и образуют внутренний двор, в центре которого прячется восстановленный исторический дворец шейха Абдаллаха бин Джасим аль-Тани, покойного сына основателя современного Катара. Раньше он служил домом королевской семьи, а в последнее время выступал в роли национального музея.
Музей Катара менее чем за год после открытия принял четыреста пятьдесят тысяч посетителей. Это на триста тысяч больше, чем в Эрмитаже.
Фото: Iwan Baan, Danica O. Kus.
Фото: Iwan Baan, Danica O. Kus.Музей Twist, бюро BIG
Музейный павильон в скульптурном парке Кистефос стал еще одним произведением искусства, заслуживающим внимания посетителей. Здание представляет собой “скрученный” мост, соединяющий два берега реки Рандсельвы. Внутри три галереи: широкая с естественным освещением, высокая темная — с искусственным и еще одно открытое пространство посередине с искривленным потолком. Форма конструкции на первый взгляд кажется округлой и изогнутой, на деле же она состоит из прямых линий. Архитекторы сложили специальные алюминиевые панели как неровную стопку книг для создания кривых. Кроме того, фасад позволил гармонично вписать сооружение в ландшафт — в нем отражаются деревья, холмы и вода, которая создает красивые блики и мерцания по мере движения солнца.
Bloomberg и The Telegraph назвали Twist одним из самых красивых музеев, открывшихся в 2019 году.
Фото: Laurian Ghinitoiu.
Фото: Laurian Ghinitoiu.Научный музей Биньхай, студия bernard Tschumi Architects, компания TUPDI
Масштабный музей, расположившийся на территории культурного кластера и парка Биньхай в Тяньцзине, подчеркивает промышленное прошлое города, который когда-то был центром массового производства. Доминантами здания являются огромные усеченные конусы, напоминающие градирни. Наверху каждого находятся световые люки, которые позволяют минимизировать использование искусственного освещения. В центральном и самом большом конусе располагается спиральный пандус, по которому можно попасть во все остальные части музея или на смотровую площадку, с которой открывается панорама города.
Фото: Kris Provoost.
Фото: Kris Provoost.