Когда в 2014 году “Художественный” закрыли на реставрацию, впору было запасаться попкорном — в следующие несколько лет кинотеатр пережил немало опасных приключений, угрожавших самому его существованию. Первый подрядчик обошелся с историческим наследием вольно, “поработал” над ним отбивным молотком и был отстранен. Потом за дело взялась интернациональная команда — немцы merz merz, российские Strelka Architects и испанский дизайнер Lazaro Rosa-Violan, — но и после этого у москвичей были опасения, что здание вместо реставрации просто снесут.
И вот теперь мы не только видим хэппи-энд, но и можем побывать внутри него — “Художественный” вернулся и вновь претендует на роль главного столичного кинотеатра. А вместе с ним вернулись и исторические детали, многие из которых мы видим впервые — здание стало терять свой исходный облик еще в советские годы, задолго до закрытия. Мы помним фасад кинотеатра лаконичным и по большей части скрытым за афишами — окна исчезли где-то в середине ХХ века, а лепнина пала жертвой борьбы с архитектурными излишествами — то ли ее сбили нарочно, то ли отвалилась сама от бесхозности и забвения. В последние годы пострадало и фойе, где пристроили второй уровень, и планировка в целом — до ремонта была россыпь маленьких залов, где стояли кресла-мешки и показывали фильмы с DVD.
“Художественный” — первый и самый старый московский кинотеатр. Разумеется, кино в городе крутили и до его открытия в 1909 году, однако предприниматель Роберт Брокш стал первым, кто придумал заняться этим в отдельном здании. Кинотеатр (точнее, как тогда говорили, электротеатр) был спроектирован Николаем Благовещенским в стиле неоклассицизма, его фасад обильно украшала лепнина, а в зале помещалось четыреста человек — размах, соответствующий тогдашней популярности кинематографа. Но скоро и этого стало мало, и буквально через три года здание поручили переделать модному архитектору Федору Шехтелю, который ожидаемо не только увеличил вместимость кинотеатра в два раза, но и сильно переделал его облик — сделал декор фасада более лаконичным и развернул зал на 90 градусов, полностью изменив внутреннюю планировку.
Может быть интересно161 год со дня рождения Федора Шехтеля: 5 общественных пространств по проекту великого архитектора
Именно эта шехтелевская версия образца 1913 и стала отправной точкой для участников реконструкции. Они пытались по максимуму вернуть зданию облик того времени, но так, чтобы без самодеятельности. Как рассказывает Дарья Парамонова из Strelka Architects, восстановили только то, что было документально подтверждено чертежами или обнаружено на месте во время реставрации. Как например, деревянная рама, найденная внутри кирпичной кладки, — по ней делали “старые новые” окна на фасаде. Или входные двери — они новые, но сделаны по старым чертежам.
Принципиальный момент в том, что в обновленном интерьере нет новодела “в стиле Шехтеля”, догадок о том, как мог бы сделать великий архитектор тот или иной элемент, и попыток имитировать его почерк. “Хороший пример — это фонтан — он есть на плане, но это только абрис. Мы этот абрис повторили, но никто не пытался изобразить фонтан в шехтелевском стиле”, — рассказывает Дарья Парамонова. — Поэтому фонтан здесь современный, состоящий из десятков переливающихся сосудов — идея испанского дизайнера Lazaro Rosa-Violan (он придумал интерьерную концепцию обновленного кинотеатра, а авторский надзор за ее исполнением вели наши Nefa Architects).
Одно из главных новшеств — парадная лестница в зоне касс и гардероба со световым фонарем над ней. Бывший холодный чердак “Художественного” перестроили и организовали там три небольших зала: два на сорок и один на двадцать мест, со своими фойе и барами, оформленными в духе ар-деко. “Можно было бы пойти по пути минимализма, где на фоне белых современных стен выделяются исторические детали, но мы решили, что поскольку это главный московский кинотеатр, то здесь важно создать праздничную атмосферу”, — рассказывает Дарья.
“Художественный” довольно сильно изменился и снаружи, и не только с главного фасада — теперь попасть в него можно и со стороны Воздвиженки. До второй мировой войны кинотеатр стоял вплотную к другому зданию, но в него попала бомба, и он был снесен, так что боковой фасад здания появился уже в 1950-е годы, и работавшие над реставрацией архитекторы решили, что позволительно прорубить в нем новые двери. Убрав остатки мусора (видимо, останки того самого дома), они создали вдоль стен “Художественного” небольшой атриум со ступенями и площадкой, куда летом можно вынести уличную мебель.
“Идея в том, чтобы здание со всех сторон сообщалось с городом”, — рассказывает Дарья. По периметру главного зала находятся пространства со свободным доступом, куда можно зайти без билета на следующий сеанс. Со стороны Знаменки это ресторан, а новые двери с Воздвиженки ведут в зону кафе, откуда в лобби второго этажа ведет лестница, восстановленная по чертежам Шехтеля. Самая нижняя ступень у нее вообще оригинальная, можно буквально прикоснуться к истории, хотя проще сделать это все-таки на балконе главного зала, где сохранилось деревянное ограждение дореволюционных времен.
Очевидно, что приходить в “Художественный” нужно не только ради хлеба и краеведения, но и за кинематографическими зрелищами, поэтому приспособить старое здание к современным требованиям этой индустрии было целое дело. “Мы долго работали над тем, чтобы сделать самый крутой звук в Москве, но при этом интегрировать его в интерьер”, — рассказывает Дарья Парамонова. В зале сохранились оригинальные архитектурные детали, включая барельефы над входами в зал и балконах, и загромождать все кругом аппаратурой авторы проекта не хотели. Более полусотни динамиков Dolby Atmos прячутся за кессонированным потолком, который, если присмотреться, имеет сетчатую поверхность. А чтобы сохранить исторические рустовые стены на замену современных звукопоглощающих панелей пришлось искать штукатурку с похожими акустическими свойствами.
Парамонова рассказывает, что во время расчистки стен были обнаружены фрагменты самой старой краски — светло-желтой, предположительно, это и есть оригинальный “шехтелевский” цвет, но по нынешним меркам для кинозалов он не подходит, так что на память о прошлом на маленьком фрагменте стены сделали выкрасы соответствующего оттенка, а все остальное покрасили в темный бордовый цвет — отсылка к красным стенам советской эпохи, которые многие еще помнят.
За сто с лишним лет история сделала круг, и сегодня отдельностоящий, а не в торговом центре, кинотеатр с парадными интерьерами снова стал редкостью. Хорошо, что “Художественный” возвращает нам это давно забытое искусство — ходить в кино, как на праздник.
Регулярные сеансы начнутся в “Художественном” с 9 апреля. В репертуаре избранные прокатные релизы, специальные показы, фестивали и многое другое. В первый день работы в кинотеатре пройдет российская премьера фильма “Отец”, который откроет программу фильмов-номинантов на премию “Оскар 2021”, 10 апреля состоится специальный показ фильма “Броненосец “Потемкин” Сергея Эйзенштейна, премьера которого прошла в “Художественном” в январе 1926 года. А с 23 по 29 апреля планируются показы Московского Международного кинофестиваля.
Кроме того, каждые выходные для зрителей будут организованы экскурсии по зданию, где расскажут, как строили, перестраивали и реставрировали старейший кинотеатр Москвы в последние 111 лет.