Калифорния занимает особое место на карте США — и в экономическом, и в климатическом, и в культурном смысле. Неудивительно, что и архитектура здесь всегда была особенной. Расцвет модернистской архитектуры в Калифорнии совпал с золотым веком Голливуда, и это обеспечило архитекторов-экспериментаторов состоятельной, но достаточно авантюрной аудиторией, которую привлекали динамизм, радикализм и технологические инновации новой эпохи.
C начала XX века Калифорния была одним из главных центров любого вольнодумства. “Лос-Анджелес всегда представлялся американцам местом достижения утопии: его мягкий климат, удаленность от крупных городов и открытое общество привлекали необычных поселенцев, — пишет ученый и куратор Венди Каплан. — Свободные мыслители, свободные любовники, чудаки, зацикленные на здоровом образе жизни, политические радикалы, проповедники-евангелисты — все приезжали в город, который был более восприимчив к новым идеям, чем какой-либо другой в Соединенных Штатах”.
Ирвинг Джилл.
История калифорнийского модернизма началась с работ архитектора Ирвинга Джилла, который переосмыслил стиль испанских миссионерских поселений, одним из первых отказался от избыточного декора и с удовольствием использовал бетон. Вдоволь поэкспериментировав с направлениями викторианского стиля, Джилл быстро переключился на более аскетичную архитектуру. Декор и конструктивные особенности миссионерских зданий XIX века он изучал, чтобы сформировать собственный набор абстракций, из которых создавал простые, но обладающие выразительным характером здания. Одна из первых таких работ — скромный особняк Douglas House (1905), за которым последовал похожий на манифест антиорнаментализма дом Allen House (1907), особняк Miltimore House (1911) с перголой, покоящейся на белоснежных колоннах, и женский клуб в Ла-Холье (1912–1914) с эффектной минималистской аркадой. Настоящим шедевром архитектора считается особняк Dodge House (1914–1916), похожий на кубистскую скульптуру из лаконичных белых объемов.
История калифорнийского модернизма началась с работ архитектора Ирвинга Джилла, который переосмыслил стиль испанских миссионерских поселений, одним из первых отказался от избыточного декора и с удовольствием использовал бетон. Вдоволь поэкспериментировав с направлениями викторианского стиля, Джилл быстро переключился на более аскетичную архитектуру. Декор и конструктивные особенности миссионерских зданий XIX века он изучал, чтобы сформировать собственный набор абстракций, из которых создавал простые, но обладающие выразительным характером здания. Одна из первых таких работ — скромный особняк Douglas House (1905), за которым последовал похожий на манифест антиорнаментализма дом Allen House (1907), особняк Miltimore House (1911) с перголой, покоящейся на белоснежных колоннах, и женский клуб в Ла-Холье (1912–1914) с эффектной минималистской аркадой. Настоящим шедевром архитектора считается особняк Dodge House (1914–1916), похожий на кубистскую скульптуру из лаконичных белых объемов.
Ирвинг Джилл, Dodge House (1914–1916).
Джилл, в отличие от своих коллег с Восточного побережья, не торопился следовать европейской архитектурной моде. Он не был склонен к радикальному отрицанию исторических стилей, но уверенно создавал новое функциональное жилье XX века. Удобство жителей было для архитектора важнее манифестов и догм. Бетонные полы он обожал за то, что за ними легко ухаживать и вместо плинтуса или голого стыка использовал скругленные углы, кухни своих домов оснащал измельчителями отходов и удобными ледниками, в которые лед можно закладывать прямо с улицы. Гуманизм и внимание к ежедневным потребностям и в дальнейшем будут присущи проектам калифорнийских архитекторов.
Ирвинг Джилл, Dodge House (1914–1916).
Ирвинг Джилл, Dodge House (1914–1916).
Особую роль в истории калифорнийского модернизма сыграл Фрэнк Ллойд Райт. Лос-Анджелесу не очень повезло: Райт оказался здесь в самый тяжелый период своей жизни, вскоре после убийства возлюбленной архитектора и ее детей. Его проекты — дом меценатки Элин Барнсдол (1919–1921), особняк “Миниатюра” в Пасадене (1923), знаменитый дом Эннисов (1923) и другие частные резиденции — напоминают крепости, надежно защищающие своих хозяев от враждебного внешнего мира. Своей монументальностью, четкой противопоставленностью природному ландшафту и закрытостью от окружающей среды постройки Райта выделяются на фоне воздушных и просматриваемых насквозь калифорнийских домов более позднего периода.
Может быть интересноПост почитания Фрэнка Ллойда Райта
Дом Эннисов по проекту Фрэнка Ллойда Райта (1924). Фото: GettyImages/Fotobank/ COPYRIGHT ©1962, 2006 The Frank Lloyd Write Foundation, Scottsdale, AZ.
Здания построены с применением новаторской технологии Райта — из железобетонных орнаментальных блоков. Архитектор называл их “текстильными”, сравнивая монтаж блоков (нанизывание модулей на металлические арматурные стержни) с процессом ткачества, и возводил из них стены с небольшим зазором для тепло- и звукоизоляции. Не все опыты Райта со строительными технологиями выдержали проверку временем, но многие решения стали настоящей классикой калифорнийского модернизма. Это, например, идея драматического прохода из темного холла в просторные, залитые солнцем комнаты, собранные из блоков или кирпичей стены, природные фактуры и цвета в отделке.
Дом Эннисов по проекту Фрэнка Ллойда Райта (1924). Фото: GettyImages/Fotobank/ COPYRIGHT ©1962, 2006 The Frank Lloyd Write Foundation, Scottsdale, AZ.
Пока Райт разрабатывал необычные методы использования бетона, его ученик, австриец Рудольф Шиндлер, экспериментировал с коммунальным жильем. В 1921–1922 годах он построил скромный модернистский дом, в котором разместились две семьи: его собственная и его друзей, Клайда и Мэриан Чейз. В этом бюджетном проекте начинающий архитектор использовал сразу ряд изобретений, которые впоследствии стали азбукой функциональной архитектуры Калифорнии. Это бетонные полы и забетонированные участки террасы во дворе, плоская крыша, раздвижные окна и двери, ленточные окна под потолком и мобильные перегородки. Дом Шиндлера — один из первых проектов, в котором комнаты и терраса фактически сливаются в единое целое.
+1
“Я не стилист, не функционалист, не какой-либо другой -ист, — писал Шиндлер Филипу Джонсону в 1932 году, предлагая свои проекты для участия в выставке “Современная архитектура: интернациональная выставка”. — Каждая из моих построек имеет дело с определенной архитектурной проблемой, о существовании которой часто забывают в нашу эпоху рациональной механизации”. Нью-йоркские архитекторы-функционалисты не смогли разделить вдумчивый подход Шиндлера и отказали ему в участии. Лишь спустя 50 лет куратор выставки Генри-Рассел Хичкок признал значительность проектов Шиндлера, в том числе инновационного пляжного дома на сваях, построенного по заказу Филиппа Ловелла (1922).
Рихард Нойтра.
Для работы над своим городским домом Ловелл, поклонник модернистской архитектуры, нанял другого выходца из Австрии и ученика Райта — Рихарда Нойтру. Этот особняк (1929) — настоящий образец интернационального стиля и первое здание в США, целиком построенное на стальном каркасе. Нойтра стал тем человеком, который сумел адаптировать аскетизм и индустриальную эстетику функционалистской архитектуры к обаятельным пейзажам Голливудских холмов. Природа во всем ее многообразии заменила в постройках Нойтры любые орнаменты и декор. Почти каждый его проект — это диалог между наполненным воздухом и светом пространством и окружающими его деревьями, лужайкой, каменными валунами и кактусами.
Для работы над своим городским домом Ловелл, поклонник модернистской архитектуры, нанял другого выходца из Австрии и ученика Райта — Рихарда Нойтру. Этот особняк (1929) — настоящий образец интернационального стиля и первое здание в США, целиком построенное на стальном каркасе. Нойтра стал тем человеком, который сумел адаптировать аскетизм и индустриальную эстетику функционалистской архитектуры к обаятельным пейзажам Голливудских холмов. Природа во всем ее многообразии заменила в постройках Нойтры любые орнаменты и декор. Почти каждый его проект — это диалог между наполненным воздухом и светом пространством и окружающими его деревьями, лужайкой, каменными валунами и кактусами.
Дом Филиппа Ловелла по проекту Рихарда Нойтры.
Работы Нойтры заложили стандарт модернистских резиденций, который американские архитекторы соблюдают до сих пор. В его домах панорамные окна и плоские крыши, выверенные пропорции и продуманная планировка, которая позволяет солнечному свету равномерно осветить комнаты. Монолитные бетонные плиты дополняет прозрачное стекло, каменные и плиточные полы — деревянные панели, а изящество зданий подчеркивают тонкие металлические колонны, решетчатые перегородки и парящие в воздухе козырьки. За свою длинную жизнь (Нойтра умер в 1970 году) архитектор спроектировал десятки зданий в Калифорнии.
Дом Филиппа Ловелла по проекту Рихарда Нойтры.
Дом Филиппа Ловелла по проекту Рихарда Нойтры.Case Study Houses
После окончания Второй мировой войны обновление требовалось не только разрушенным городам Европы, но и американской архитектуре. В Калифорнии главным вестником авангардных идей стал журнал Arts & Architecture, возглавляемый с 1940 по 1962 год редактором Джоном Энтенцой. Он был искренним поклонником модернистского дизайна и архитектуры и внес огромный вклад в популяризацию модернизма среди американцев. Его самый значимый проект — экспериментальная программа Case Study Houses.
Дом № 1 из программы Case Study Houses.
Энтенца придумал беспрецедентную акцию: в 1945 году журнал Arts & Architecture объявил о том, что за свой счет приобретет участки земли и поручит талантливым архитекторам-модернистам построить дома, которые будут недорогими, удобными и новаторскими по своему устройству. Программа продлилась с 1945 по 1966 год: за это время было создано 36 проектов и построено 24 дома. В числе их авторов — самые продвинутые архитекторы эпохи: Рихард Нойтра, Рафаэль Сориано, Крейг Элвуд, Пьер Кёниг, Ральф Рапсон, Ээро Сааринен и Чарлз и Рэй Имз. Последние стали авторами как собственного дома (1949), так и дома главного инициатора проекта Джона Энтенцы (1945–1962). Лаконичное одноэтажное здание находится в районе Pacific Palisades, неподалеку от дома Имзов. Это типичный модернистский дом-коробка с рифлеными панелями, окнами в пол и открытой планировкой гостиной.
Дом № 18 по проекту Крейга Элвуда, программа Case Study Houses.
Дом № 18 по проекту Крейга Элвуда, программа Case Study Houses.
Дом № 18 по проекту Крейга Элвуда, программа Case Study Houses.
Построенные в рамках Case Study Houses здания были не просто частными резиденциями, но и выставочными образцами: первые шесть домов, построенных к 1948 году, посетили более 350 000 человек. Вернувшиеся с войны солдаты, молодые ученые, владельцы владельцы мелких и средних предприятий, расцветавших в условиях экономического подъема, могли убедиться: эффектные и функциональные дома с панорамными окнами и бассейнами были доступны не только голливудским знаменитостям.
Дом № 16 по проекту Родни Уокера, программа Case Study Houses.
Дом № 16 по проекту Родни Уокера, программа Case Study Houses.
Дом № 16 по проекту Родни Уокера, программа Case Study Houses.
Рассказывая о целях программы, Энтенца подчеркивал: “Каждый проект должен поддаваться воспроизведению, а не быть средством индивидуального самовыражения автора. Важно, чтобы подходящие по качеству и стоимости материалы были использованы наилучшим образом и помогали решать насущные задачи. Общая цель программы — создать жилье, которое позволит себе средний американец в поисках дома”.
Дом № 10 из программы Case Study Houses.
Дом № 10 из программы Case Study Houses.
Дом № 10 из программы Case Study Houses.
Дом № 10 из программы Case Study Houses.
Модернистская архитектура середины XX века приобрела культовый статус во многом благодаря работе фотографа Джулиуса Шульмана. Именно он фотографировал проекты Case Study Houses для публикаций в журнале Arts & Architecture. Авторству Шульмана принадлежат сотни снимков, на которых постройки Ричарда Нойтры, Пьера Кёнига, Джона Лотнера, супругов Имз и других важных архитекторов эпохи выглядят наполненными светом, живыми и одухотворенными.
Дом № 21 по проекту Пьера Кёнига, программа Case Study Houses.
Дом № 21 по проекту Пьера Кёнига, программа Case Study Houses.
Шульман не просто был талантливым фотографом, он искренне любил модернистскую архитектуру, любовался ее строгостью и рациональностью, подмечал поэтичность и выразительность абстрактных объемов, не уставал восхищаться игрой фактур и контрастами материалов.
Дом № 21 по проекту Пьера Кёнига, программа Case Study Houses.
Дом № 21 по проекту Пьера Кёнига, программа Case Study Houses.
Естественно, проект своего собственного дома фотограф поручил архитектору-модернисту, близкому другу Рафаэлю Сориано. Тот построил на холме Лорел-каньон здание в форме буквы Г с панорамными окнами вдоль всего фасада. Они выходят на патио и лужайку, объединяя разные комнаты: хозяйскую спальню, кухню, столовую и гостиную. Здесь много пустого пространства, которое Шульман так умело подчеркивал в своих архитектурных фотографиях.
Джон Лотнер.
Особняком в “модной тусовке” калифорнийских архитекторов, костяк которой составляли участники Case Study Houses, стоял Джон Лотнер, американец австрийского происхождения и, как Нойтра и Шиндлер, ученик Фрэнка Ллойда Райта. Правда, на этом сходства между знаменитыми архитекторами заканчиваются. Убеждениям Лотнера явно противоречила идея легко воспроизводимых типовых домов: он считал, что каждое жилище должно обладать индивидуальностью.
Особняком в “модной тусовке” калифорнийских архитекторов, костяк которой составляли участники Case Study Houses, стоял Джон Лотнер, американец австрийского происхождения и, как Нойтра и Шиндлер, ученик Фрэнка Ллойда Райта. Правда, на этом сходства между знаменитыми архитекторами заканчиваются. Убеждениям Лотнера явно противоречила идея легко воспроизводимых типовых домов: он считал, что каждое жилище должно обладать индивидуальностью.
Может быть интересноАрхитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов
Лотнер был, вероятно, самым верным учеником Райта — о Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье он говорил: “По сравнению с Фрэнком Ллойдом Райтом все они пустое место”. Это отразилось и в его работах: рядом с легковесными домами-коробками из стекла и стали постройки Лотнера выглядят более монументально и артистично. Он был настоящим певцом бетона, использовав его для создания выразительных, многосоставных и новаторских конструкций. Из бетона архитектор построил дом-пещеру — особняк Элрода (1968) с купольным потолком из девяти лепестков, резиденцию Шитс-Голдстейн (1963) с кессонами в бруталистском духе и легендарный дом The Chemosphere (1960), похожий на летающую тарелку.
Джон Лотнер, резиденция Шитс-Голдстейн (1963).
Джон Лотнер, резиденция Шитс-Голдстейн (1963).
Бетонные поверхности Лотнер щедро дополнял материалами местного происхождения: в его проектах много выразительной каменной брекчии, деревянных панелей, узорного терраццо. Не меньше экспрессии и в сложной геометрии его домов: не ограничивая себя фигурами с основанием в виде прямоугольника, Лотнер смело оперировал разными видами призм, многогранниками, параболоидами и цилиндрами. Его футуристичные круглые гостиные с панорамными окнами стали настоящей легендой.
Джон Лотнер, The Chemosphere (1960).
Джон Лотнер, The Chemosphere (1960).
Калифорния — одно из немногих мест на нашей планете, которое пережило моду на модернизм и интернациональный стиль без заметного разочарования в ней. В 1980–1990-х годах здесь, конечно, появились постмодернистские здания, но отторжения, свойственного Европе, России и восточной части США, в Калифорнии не наблюдалось. На Голливудских холмах и по сей день продолжают строить дома, о которых с похвалой отозвались бы Нойтра, Шиндлер и Лотнер. Возможно, причина такого успеха в том, что калифорнийским архитекторам середины XX века удалось разработать идеальную версию модернизма, предполагающую человечный масштаб, гармонию с природой, выразительность и простоту.