Как использовать лепнину в интерьере: 20 неочевидных идей

Молдинги, барельефы, фризы, пилястры, карнизы, панно — традиционно эти элементы лепнины выглядят также помпезно, как и звучат. На самом деле архитектурный декор может выполнять еще и вполне практические функции: визуально увеличивать высоту потолка, расширять пространство, придавать объем помещению. Наверняка, вы не раз об этом уже слышали. Однако это далеко не все возможности лепнины.

Контраст с предметами мебели и искусства

Лепнина на стенах необязательно должна загонять интерьер в рамки. Иногда как раз с помощью нее можно наоборот "сломать" пространство, как это сделала дизайнер Екатерина Лесных в своем проекте для коллекционера современного искусства. Доставшиеся от прошлых жильцов декоративные гипсовые молдинги автор проекта сохранила, они формируют в помещениях возвышенную атмосферу. Но при этом лепнина скромно уходит на задний план, все внимание устремлено на картины размером от почтовой открытки до крупного рекламного щита. Их дизайнер сознательно разместила "поверх" архитектурного декора, как бы заявляя о том, что произведения истинного искусства нельзя сдержать в рамках: ни в физических, ни в рамки условностей.

Фрагмент гостиной в квартире в доходном доме графа Шереметьева. Столик и стул, Fornasetti. Фотография "Миллион евро" работы ­Ральфа Касперса. Паркет, "ПаркетАрт".

Хозяйская спальня в квартире в доходном доме графа Шереметьева. Кровать, Alberta Salotti; постельное белье, AtelierTati. Над кроватью слева — "Автопортрет" работы Олега Кулика.

Свежий взгляд на лепнину также предлагают дизайнеры Катерина Виноградова и Дарья Винарская из бюро RE. В интерьере квартиры на Котельнической набережной девушки постарались сделать полностью новое пространство, удобное для современной жизни, сохранив дух старой московской квартиры и вписав в него весь семейный антиквариат. Старую лепнину хотели сохранить, но она буквально разваливалась в руках, поэтому были заказаны новые потолочные карнизы и розетки в классическом стиле. Они создают очень эффектный контраст с минималистичной мебелью, который считывается во всей квартире. Особенно четко этот контраст считывается благодаря лепнине на потолке на кухне.

Гостиная в квартире на Котельнической набережной. На заднем плане антикварный буфет из семейной коллекции.

Кухня в квартире на Котельнической набережной. Гарнитур, Aster Cucine; стол, Knoll; стулья, Kartell; на полу плитка, Bisazza; бра, House Doctor.

Иногда "серьезная" лепнина как ничто другое способна отразить веселый бойкий нрав жильцов интерьера. Квартира дизайнеров Ольги Седовой и Прохора Машукова, конечно, и так изобилует ироничными предметами мебели (чего стоят только столики со столпом-Лениным напротив постера с Николаем II), но с классическими карнизами, фризами и розеткой, удерживающей самодельную люстру из проволоки и хрусталя, пространство приобретает особое настроение. Представьте, что лепнины на стенах нет, — сразу "не тот парад на лице".

Гостиная в квартире дизайнеров Ольги Седовой и Прохора Машукова. Стулья, Kartell; паркет, DS Parquet. Столы дизайнеры сделали сами; люстра сделана на заказ; зеркало найдено на Вернисаже в Измайлово.

Фрагмент гостиной в квартире дизайнеров Ольги Седовой и Прохора Машукова. Лепнина над дверью сделана на заказ по эскизам дизайнеров.

Но кто сказал, что лепнина всегда должна быть белой? Ирина Маркман в интерьере своей квартиры не побоялась сделать плинтус и фризы акцентными. Отчасти это связано с тем, что высота потолков была слишком большой (более 4 метров) и таким образом дизайнер избавлялась от эффекта колодца. Поэтому в детской Ирина выделила линии под потолком синим цветом, который перекликается со стеллажом и консольным рабочим столиком, а плинтус выкрасила в яркий желтый оттенок.

Фрагмент детской в квартире дизайнера Ирины Маркман.

Белый широкий плинтус и изогнутый карниз огибают всю квартиру дизайнера Марии Единой. В одной и той же комнате можно встретить спокойные римские шторы рядом с портьерами с тканью от Pierre Frey, "надувную" банкетку французского бренда Moustache рядом с винтажным лакированным комодом. И здесь уже лепнина скорее не контрастирует, а, наоборот, связывает эклектичные предметы мебели и искусства.

Вид из холла на детскую в квартире дизайнера в Сталинском доме. Банкетка, Moustache; люстра собрана из нескольких подвесов с абажурами из силикона; ткань для портьер от Pierre Frey. Скрытый потенциал

Порой с помощью архитектурного декора можно скрыть технические системы пространства. В московской квартире по проекту ANCсoncept лепнина в спальне прячет кондиционер. Кроме того, каннелированный гипсовый фриз неспроста сделан в форме вертикальных реек: он "вытягивает" комнату вверх, создавая ощущение более высокого потолка (на самом деле он всего лишь 2850 см).

Спальня в квартире по проекту ANCсoncept. Встроенный стеллаж прячет за собой кондиционер.

А заказчики Марины Брагинской пошли дальше и захотели встроить в потолок гостиной мощные музыкальные колонки, которые бы проходили по периметру комнаты буквой П. Чтобы сделать существенное понижение потолка незаметным, короба над головой покрасили в тон стен, компенсируя высоту двухуровневого карниза в центральной части потолка.

Гостиная в квартире по проекту Марины Брагинской. Картина Мартина Шаперона “Муза” из галереи Carré d’Artistes.

Среди разнообразия рельефных поверхностей найти вентиляционные решетки в гостиной по проекту архитектора Сергея Соломатина очень нелегко. Да и нужно ли это делать, когда взгляд молниеносно цепляется за кессоны сиренево-голубого потолка и плавно проскальзывает к карнизу с растительным мотивом. Лепнина в этом проекте была обязательным условием заказчика, по работе он связан с добычей и переработкой гипса, так что карнизы во всех комнатах разные, но везде одинаково завораживающие.

Библиотечная зона в гостиной квартиры на Пречистенке. Диван и кресло, Vibeffe. Журнальный столик, Tonin Casa. У стены письменный стол, Lexington, и стул, Opera. Паркет, Art in Wood. Ковер, The Rug Company. Сохранение истории

К сожалению, не всегда многолетнюю лепнину удается сохранить. Но если есть возможность ее воссоздать, то почему бы не попробовать это сделать? Автору квартиры в дореволюционном доме в центре Москвы дизайнеру Ольге Кондратовой удалось спасти старую кирпичную кладку как единственный элемент со времени постройки дома. Остальное создавали с нуля. Для того, чтобы кирпич не спорил слишком "громко" с классическими мотивами в интерьере, его окрасили в белый. А лепной декор для поддержания баланса выбрали несколько массивным, с вензелями.

+1

Квартира в дореволюционном доме в центре Москвы

Для сравнения, иным путем пошла дизайнер и она же хозяйка квартиры в доме купца Мальцева Елена Тамбиева. Интерьер предполагался лаконичным, монохромным, но во время демонтажных работ открылась кирпичная кладка, с которой расстаться уже не смогли. Так что в этом пространстве лепнина нужна была только для аккуратности и законченности.

Кухня-гостиная в квартире в доходном доме купца Мальцева.

Особую архитектуру пространства учитывала и дизайнер Светлана Арефьева, когда оформляла трехуровневую квартиру в центре Москвы. В наследство от предыдущих жильцов заказчикам осталась колонна с цветочным барельефом. Такой необычный архитектурный декор нельзя было не вписать в общую концепцию. Благодаря своему нейтральному цвету и ненавязчивому растительному мотиву барельеф хорошо уживается в стенах минималистичного пространства.

Фрагмент столовой в квартире по проекту Светланы Арефьевой. Стол по дизайну Нильса Кофода, Hornslet; стулья, Ico Pariso.

Этот проект дизайнеров Марины Новиковой и Ольги Луис — еще один пример удачного использования кирпича и лепнины одновременно. И это с учетом того, что все лепные элементы — совсем не аутентичные. Архитектурные карнизы со сколами специально выполнили с отделкой под состарившуюся штукатурку, барельеф в спальне с изображением Асклепия (он был подсмотрен заказчицей в одном из древних греческих храмов) выполнил художник Сергей Воробьев, он же художественно покрасил стену. Дизайнеры не шли легким путем и использовали в оформлении интерьера технологии, которые позволили бы спроектировать исторически достоверное пространство.

Спальня-кабинет в квартире по проекту Марины Новиковой и Ольги Луис. Пластины из кирпича создали “мастерские Братьев немцев”. Связь с расположением пространства

Лепнина, впрочем, как и любой другой элемент интерьера, будет смотреться более актуально, если соответствует не только пожеланиям заказчика, времени и трендам, но и месту, в котором находится пространство. Например, на стилистику столичной квартиры по проекту Ольги Иевлевой существенно повлияла Москва с ее золотыми куполами, дворянскими особняками и стеклянными небоскребами. Поэтому здесь классические высокие гипсовые карнизы спускаются в помещение чугунными колоннами и настенными панелями, которые как будто вторят фасаду виднеющегося из окон дома на Кудринской площади. “Важно было создать интерьер спокойный, благородный, мягкий, интеллигентный, как и сами хозяева, как и сама Москва в ее центре”, — объясняет Ольга Иевлева.

Вид на гостиную со стороны кухни в столичной квартире. Фактурные поверхности в виде карнизов (“Гипсовое ателье”), двух чугунных колонн и настенных панели (производство Revua M по эскизу дизайнера Ольги Иевлевой) задают всему пространству ритм.

А Алексей Голуб и Майя Чакветадзе, дизайнеры студии AR-1 Architecture & Design, в своем проекте Петербургской квартиры вдохновлялись видами на Смольный собор и набережную Невы. “Высота потолков и расположение дома задавало стилистику, — рассказывает Майя, — отсюда у нас появилась идея “заигрывания” с петербургскими интерьерными традициями. В то же время новизна и концепция жилого комплекса, его инфраструктура, а также образ жизни заказчиков осовременили общую идею, не дав уйти в классику”. Так что основным "представителем" классики стали карнизы, фризы, капители у окон в гостиной и пилястры в спальне.

Зона кухни-гостиной в петербургской квартире. Диван, Cassina; лепнина, "Артель лепщиков"; декоративные настенные покрытия, студия С.О.К.; обои, Cole & Son.

Спальня в петербургской квартире. Кровать, Bolzan; лепнина, "Артель лепщиков"; декоративные настенные покрытия, студия С.О.К. Оформление ниш и откосов

Если вы не поклонник портьер и любите всегда видеть, что происходит за окном, то сделать оформление оконных проемов законченным снова поможет лепнина. Откосы будут смотреться особенно выигрышно, если их сделать в виде "порталов" в пол, независимо от самого размера окна.

Фрагмент столовой в светлой квартире.

Фрагмент трехкомнатной квартиры на Беговой.

Гипсовая лепнина в проектах квартир по дизайну Ираклия Зария и LABuro придает нежности и мягкости. Помогают ей ниши, которые утоплены в стену и не перегружают пространство. Любопытно, что в интерьере Зария можно проследить отдаленное сходство стеллажей с античными портиками, в которых книги хранятся, как в "храме знаний", а в интерьере Алены Нагаевой и Елены Минчевой ниша напоминает старинный буфет, содержащий "пищу для ума".

Гостиная в интерьере от Ираклия Зария. Стены комнаты скруглены. Как рассказывает дизайнер, этот прием часто встречался в старых московских домах, но теперь настолько редок, что воспринимается уже как диковинка.

Фрагмент гостиной. Ниша, в которой устроен книжный шкаф, была в квартире изначально. Лепнина в ванных комнатах

Не многие знают, что лепнину (даже гипсовую) можно разместить в ванной. С ней комната в доходном доме графа Шереметьева приобрела возвышенную атмосферу, а благодаря картинам и верхнему освещению создается ощущение присутствия в галерее.

Хозяйская ванная в квартире доходного дома графа Шереметьева. Ванна, Gruppo Treesse. Смеситель, Nicolazzi.

Главным акцентом в ванной может стать барельеф. Так, в проекте дизайнера Екатерины Угловой барельеф с Юрием Гагариным был единственным элементом декора, на котором настоял заказчик. Архитектурный декор разместили в гостевом санузле в темных космических оттенках. Поддерживает задумку и таинственный барельеф в хозяйской ванной.

Фрагмент гостевого санузла в интерьере от дизайнера Екатерины Угловой. Здесь разместили барельеф с изображением Юрия Гагарина: ме­дальоном украшено зеркало с подсветкой, ­созданное по эскизам студии.

Фрагмент хозяйской ванной в интерьере от дизайнера Екатерины Угловой. Винтажный комод, A Table; зеркало, галерея дизайна Altagamma. Гипсовый барельеф перекликается с барельефом Гагарина в гостевом сан­узле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: