Уже в ходе Второй мировой войны всем участникам стало окончательно понятно, что пехота должна в первую очередь не топтать землю сапогами и ботинками, а максимально быстро передвигаться на местности, используя гусеничный или колесный транспорт. При этом желательно, чтобы этот транспорт мог своих пехотинцев еще и огнем поддержать в случае надобности. Так появился, по сути, первый советский бронетранспортер.
Серийный выпуск своего БТР немцы начали летом 1939 года. |Фото: smolbattle.ru.
В конце первой половины XX века законодателями моды в военном деле были, конечно же, немцы. Травмированная опытом Первой мировой войны Франция не уделяла надлежащего внимания реформированию своих вооруженных сил. Руководство Польши откровенно неадекватно оценивало свой потенциал, равно как и потенциал своих соседей, в результате чего принимало неверные решения в области комплектования и организации войск. Красная армия находилась в процессе реформирования, а потому также не успевала за стремительно развивающейся немецкой машиной.
Становилось понятно, что пехоте нужны колесные транспортные средства. |Фото: militaryarms.ru.
Интересной чертой начала Второй мировой войны стало столкновение идей командующих «стариков», занимавшие видные посты еще в Первую мировую и командующих новой волны. После польской кампании вермахта в Германии стало окончательно понятно, что исход новой войны будет решаться не в кровопролитных позиционных мясорубках, а в грамотном маневрировании. Тактика «Блицкрига» давала явно понять: армия должна быть моторизирована настолько хорошо, насколько это сможет позволить промышленность.
Американский БТР М3 появился в 1940 году и стал самым массовым БТР Второй мировой войны. |Фото: mirtesen.ru.
Хотя, конечно, о необходимости сажать пехоту на колеса немцы задумались еще до 1 сентября 1939. Колесно-гусеничный бронетранспортер «Ханомаг» был разработан в 1938 году. Серийный выпуск этой машины начался летом 1939 года, в результате чего ей было суждено стать одним из символов немецкого «Блицкрига». Уже в ходе Великой отечественной войны немецкие «Ханомаги» стали попадать в качестве трофейных транспортных средств в формирования Красной армии. Советское командование быстро оценило все прелести идеи моторизации пехоты. Разработать свой собственный полноценный бронетранспортер и насытить им стрелковые части непосредственно в ходе войны СССР не мог.
Советский БТР-152 появился уже после войны. |Фото: bolshoyforum.com.
Другое дело, когда война закончилась. Опыт Второй мировой войны был учтен и осмыслен. В 1947 году началась разработка собственного колесного бронетранспортера для стрелковых частей. Проектов было несколько, однако наиболее удачным оказался БТР-152, созданный инженерами Завода имени Лихачева. Несложно догадаться, что в основу БТР легли узлы и агрегаты советского грузового автомобиля, а именно – ЗИЛ-151. Серийный выпуск БТР-152 продолжался с 1950 по 1955 год, после чего машина была заменена на более совершенные разработки.
Выпускали машину не очень долго. ¦Фото: северная-линия.рф.
Что до внешнего сходства с «Ханомагом», то удивляться здесь нечему: немецкая конструкция оказалась простой и удачной. Само собой, имеющие место сходства преимущественно внешние. Более того, если посмотреть на другие бронетранспортеры времен Второй мировой войны и начала холодной войны, то все они достаточно похожи. Стоит хотя бы взглянуть на американский колесно-гусеничный БТР М3. В основе первых БТР лежала достаточно простая идея о том, что это должен быть обвешанный броней и вспомогательным оружием грузовик с повышенной проходимостью.
Если хочется узнать еще больше интересного о Второй мировой войне, то стоит почитать что за угроза с глубин: зачем немцам понадобился подводный танк Tauchpanzer III.