С каждым днем в городах России становится все меньше архитектурного наследия: детали, которые сложно заметить по пути на работу, постепенно уничтожаются. Вчера, например, вы проходили мимо исторического окна из дутого стекла, а завтра пройдете мимо стеклопакета. Неделю назад гуляли вдоль здания с советской мозаикой, а завтра она скроется под слоем сайдинга. История уничтожается на наших глазах, поэтому мы должны сделать все, чтобы это остановить. В этой статье мы покажем пять примеров варварского отношения к архитектуре, а затем четыре образцовых примера сохранения наследия — за понравившийся проект вы сможете отдать свой голос в нашей премии AD Design Award 2020.
Типография книгоиздателя И. Д. Сытина на Пятницкой улице
Москва
На прошлой неделе стало известно, что уникального окна из дутого стекла с лепным узором по бокам в здании по улице Пятницкая, 73, больше нет. Теперь исторический фасад “украшают” стеклопакеты.
Фотограф: Эрик Шахназарян. Проект Hidden Moscow.
Фотограф: Эрик Шахназарян. Проект Hidden Moscow.
Этот дом относится к комплексу сооружений типографии Ивана Сытина. Ее в 1903 году построили по проекту выдающегося архитектора московского модерна Адольфа Эрихсона и инженера Владимира Шухова. Типография была одной из крупнейших в Европе: здесь печатали газету “Русское слово”, журнал “Вокруг света”, а также собрания русских классиков — Максима Горького, Леонида Андреева, Льва Толстого и других. Кроме того, некоторое время в типографии работал корректором Сергей Есенин.
Фото: pastvu.com; источник: М. Нащокина. “Архитекторы московского модерна”. 1912–1917 годы.
Фото: pastvu.com.Исторический фасад булочной на Покровке
Москва
Этот пункт должен быть в подборке о сохранении наследия, но, к сожалению, вынуждены написать о нем здесь. В 2013 году жители Покровки собрали деньги на восстановление исторического фасада булочной, а специалисты команды “Вспомнить все” отреставрировали три надписи и изображение кренделя, а также расчистили керамическую плитку начала прошлого века. Но 16 июля 2020 года коммунальные службы закрасили часть фасада белой масляной краской.
Булочная в этом доме существовала почти 100 лет. Ее открыли купцы Карзинкины, разбогатевшие на торговле чаем, так что вполне логично, что по соседству, в одноэтажной пристройке, был еще и чайный магазин. Кроме булочной в здании XIX века, построенном по проекту архитектора Баркова, до революции располагались кинотеатр “Сплендид-Палас” и Реформаторская гимназия. После революции здание на Покровке осталось без Карзинкиных, но бизнес не закрылся — в особняке работала советская булочная, а чайный магазин стал кондитерской, где вплоть до 1990-х можно было съесть пирожное в богатых исторических интерьерах с шикарными вазами.
Источник фото: pastvu.com; автор: И. Нагайцев.
Снаружи магазин облицован плиткой от “Декоративно-строительной конторы Артур Перкс”, которая придумала отличный маркетинговый ход: среди обычных кирпичей всегда был один рекламный. Так что название и телефон дореволюционной фирмы можно прочитать на облицовочном кирпиче слева от входа.
Под этой советской вывеской была более древняя, дореволюционная надпись. Кадр из документального фильма “У нас в Москве”. Источник: pastvu.com.Особняк Васильева
Красноярск
В Красноярске под видом сохранения наследия над особняком 1830 года построили огромный бизнес-центр. Никто не старался вписать исторический фасад в новый комплекс, поэтому безвкусная постройка из стекла и плитки просто поглощает здание купца Васильева.
Изначально особняк возвели купцы Ростовцевы, но в 1883 году усадьбу приобрел купец С. Ф. Васильев. В конце XIX — начале XX века дом занимали енисейские губернаторы, затем, в 1920 году, он был передан Знаменскому стекольному заводу. А после Великой Отечественной войны здесь располагались производственные помещения кондитерской фабрики “Краскон”.
Дом купца Спиридона Философовича Васильева. 1883–1883 годы. Фото: pastvu.ru.Памятник героям Гражданской войны
Деревня Глуховка, Калачинский район
Подобное варварство происходит во всей России — если в крупных городах активисты еще как-то борются с небрежной реставрацией, то в городах поменьше или селах противостоять этому практически невозможно — в основном из-за нехватки средств. Например, в Омском селе разрушающийся памятник героям Гражданской войны вместо восстановления обложили профлистом, потому что так дешевле.
Дверь 1904 года
Краснодар
В Краснодаре в строении царских времен на улице Пашковской, 92, заменили дверь 1904 года на металлическую. Дверь, установленная во времена, когда город еще носил название Екатеринодар, нуждалась в легкой реставрации, но никак не в замене.
Фото: Hello, Krasnodar!Как сохранить архитектурное наследие?
Если вы вдруг стали свидетелем разрушения исторических деталей, главное — не оставаться в стороне. О том, как правильно поступить в такой ситуации, мы спросили Эрика Шахназаряна, автора проекта Hidden Moscow.
Любой житель города в состоянии повлиять на ход работ, которые ему кажутся необоснованными или вызывающими сомнения.
Для этого необходимо:
— Убедиться в наличии на объекте инфощита, в котором должно быть указано, в рамках каких мероприятий проводятся работы, обозначены их сроки, заказчик/подрядчик, а также телефоны ответственных за ход работ, по которым можно связаться для получения ответов на интересующие вопросы.
— Если инфощит отсутствует и внешний вид дома говорит о его возможном отношении к объектам культурного наследия (ОКН), то необходимо сделать фотографии проводимых работ (если позволит ситуация), позвонить на горячую линию Департамента культурного наследия (ДКН) по телефону +7 (916) 146-53-27, сообщить об увиденном и при необходимости отправить фотографии.
Бывает так, что дом, обладающий всеми признаками ОКН, не состоит в реестре ОКН — в таком случае работы остановить практически невозможно. Часто в домах, не имеющих статуса ОКН, работы проводятся Фондом капитального ремонта (ФКР), и зачастую в таких ситуациях уничтожается вся сохранившаяся историческая отделка подъезда, заменяющаяся на современные материалы. Вместо деревянных окон ставятся пластиковые, вместо метлахской плитки — керамогранит и так далее. Здесь очень важна сплоченность жильцов, осознающих ценность своего дома и его историческую составляющую, потому что совместным решением большинства можно отказаться от навязываемого ремонта, связанного с демонтажом исторических элементов оформления подъезда.
Сохранение архитектурного наследия
К сожалению, количество утерянных исторических объектов действительно велико, но все же есть неравнодушные люди и организации, спасающие наследие: например, фонд “Внимание” или трудкоммуна “Вспомнить все”. Показываем несколько удачных проектов — за понравившийся вы сможете отдать свой голос в премии AD Design Award 2020.
Дом со львом
Село Поповка Саратовской области
Фонд “Внимание” совместно с музеем “Дом со львом” и ООО “Нагель” восстановил уникальный деревянный дом, стены и потолок которого были покрыты росписями с изображениями животных, людей и библейских образов. Рисунки чудом дошли до наших дней в идеальной сохранности, но над восстановлением конструкции дома пришлось потрудиться. Узнать подробности и проголосовать можно здесь.
Вывеска “Стрелецкая пекарня”
Москва
Трудкоммуна “Вспомнить все” восстановила историческую надпись на жилом доме в Костянском переулке. “Сравнив современный фасад здания с фотографиями 1930-х годов, на которых на самом деле точно так же ничего не видно, мы предположили, что под штукатуркой должны оставаться следы вывески 1920-х годов”, ― рассказывает Наталья. Однако почти до последнего момента команде не удавалось прочесть полный текст. Сейчас же, после тщательной реставрации, каждый прохожий может сделать это с легкостью. Узнать подробности и проголосовать за этот проект можно здесь.
Садовый домик усадьбы Лопатиных
Москва
В прошлом это был садовый домик усадьбы Лопатиных, но в 90-е годы саму усадьбу снесли (на ее месте хотели построить бизнес-центр), а пространство двора пришлось с боем отстаивать местным жителям. И хотя садовый домик был поврежден, он остался на своем месте и стоял полуразрушенным больше десяти лет. В 2019 году Studio SHOO вместе с заказчиком привели в порядок разрушенный фасад, восстановили исторические окна, поменяли все ступеньки и утеплили крышу. Теперь в небольшом помещении площадью в 22 м² в полную силу работает Абу Гош — концептуальный стритфуд с аутентичной израильской едой. Узнать подробности и проголосовать за этот проект можно здесь.
Городской Дворец культуры
Железноводске
Дворец культуры был построен в 1982 году, и с того момента в нем никогда не проводились ремонтные работы. Здание площадью около 12 000 м² было разработано проектным институтом по заказу курортного совета и стало ярким примером эпохи брежневской архитектуры. Только в январе 2019 года было принято решение о реставрации дворца, за проект взялись архитекторы Archiproba Studios. “Реставрация ― это деликатное вторжение в исторический объект и бережная работа с материальным наследием”, ― говорят авторы. Поэтому они постарались воссоздать его исторический облик и максимально сохранить аутентичные элементы здания: все декоративные фасадные панно, интерьерные лестницы и полы из кубинского мрамора, колонны и стены из известнякового туфа. Узнать подробности и проголосовать за этот проект можно здесь.