Павильон Российской Федерации был спроектирован архитектором Алексеем Щусевым и впервые открыл свои двери для публики в 1914 году. Уже более века он является домом русской культуры на Венецианской биеннале. За это время здание изменилось: например, после Второй мировой войны его фасад перекрасили из зеленого в охровый, а часть окон и дверей вовсе заблокировали.
Павильон России после реконструкции, 2021 год.
Почти два года назад сооружение решили обновить в рамках проекта Open! 17-й Венецианской биеннале. Комиссар павильона России в Венеции Тереза Мавика, куратор Ипполито Пестеллини Лапарелли и компания SmartArt предложили молодым бюро и междисциплинарным коллективами придумать проект реконструкции павильона.
Павильон России в 1914 году. Фото из частной коллекции.
Павильон России в 2018 году. Фото: Василий Буланов, Москомархитектура.
Но важно было не просто обновить историческое здание, но и представить свое видение павильона как транслятора новых идей и смыслов. Победителем конкурса стало бюро KASA (Kovaleva and Sato Architects). По задумке, архитекторы должны были создать временный офис внутри сооружения и работать над реконструкцией прямо во время биеннале.
Но пандемия внесла корректировки: биеннале перенесли на целый год, а проект Open! перешел в онлайн. Поэтому гости не смогли увидеть процесс реконструкции своими глазами, зато завтра их ждет итоговый результат — обновленный павильон.
Во-первых, посетители увидят непривычный фасад зеленого цвета. Но именно таким его задумал Щусев: павильон должен был сливаться с деревьями и окружением. Во-вторых, пространство будет гораздо светлее. Оригинальный проект предполагал сильную связь между зданием и окружающими его пейзажами — красивые виды венецианской лагуны открывались из каждого угла выставочного пространства. Но в результате постоянных реконструкций и возведения новых инсталляций многие проемы, окна и двери были закрыты и загорожены. Бюро удалось открыть их и вернуть сооружению первоначальную “прозрачность”. Благодаря этому в павильоне появились новые варианты “маршрутов”: в некоторые выставочные залы теперь можно зайти прямо из садов Джардини.
Кроме того, архитекторы добавили лифт и подняли полы центрального и северного залов, чтобы расширить выставочные площади на первом этаже. А верхний уровень восстановили в его первоначальном виде, с его белыми стенами и полом из дюрмаста.
Также в здании убрали винтовую лестницу, которую возвели в 2016 году. Вместо нее оставили в полу полупрозрачный люк, который соединяет два этажа и может адаптировать пространства под крупномасштабные инсталляции. Зато новая лестница появилась в северном зале — поднимаясь по ней, можно любоваться видом на лагуну.
Может быть интересноЧего ждать от Венецианской архитектурной биеннале 2021: главные проекты и выставки