Ведущий архитектор студии Atelier Štěpán Марек Ян Штепан загорелся идеей возвести аскетичную круглую церковь еще в 1968 году, однако осуществить намерение получилось только спустя 50 лет. Место ей нашли в самом центре жилого массива. Церковь Блаженной Марии Реституты (именно ей посвятили святилище) должна была выделяться среди высоких многоквартирных домов, но было очевидно, что не за счет своих габаритов. Поэтому студией Atelier Štěpán было решено возвести очень простое по выражению, элементарное по геометрии и, следовательно, легко различимое здание.
+3+2
Территорию церкви определяет прямоугольное плато. На нем расположены три главные архитектурные массы: церковь, башня и духовный центр (последний — проект Зденека Буреша). В основе каждого здания лежат фундаментальные геометрические формы: центр по своей площади прямоугольный, башня — треугольная, а церковь — круглая.
По словам архитекторов, круглая форма церкви отсылает к многовековому символу неба и вечности (в отличие от квадрата, в противопоставлении небу относящегося к земле и мгновению). Само небо отражается в ярком кольцевом окне, которое окружает церковь прямо под крышей. “Мы выбрали круглую форму церкви по нескольким причинам. Круг — это форма полноты, это точка остановки в районе жилого комплекса и его духовный фокус, — поясняют архитекторы. — Церковь должна была послужить местом, где люди смогут вырваться из повседневной суеты, немного отдохнуть и вспомнить себя”.
Интерьер церкви продуман так, чтобы у прихожан сразу возникали ассоциации со Вселенной. При этом посетитель должен чувствовать себя в безопасности, не обеспокоенным внешним миром, “почти как в утробе матери”, добавляют архитекторы. Мягкие и гладкие линии конструкции позволяют свету из кольцевого окна не сталкиваться с резкими выступами, а спускаться мягкими дневными лучами и не отбрасывать резких теней.
Свету Марек Штепан уделил особое внимание: “Купол спроектирован таким образом, что свет от цветных окон падает внутрь церкви, при этом сами окна скрыты за широким выступом, так что источник света завуалирован”. Поэтому свет в церкви как будто имеет сверхъестественное начало и символизирует существование мира за пределами нашей физической реальности. “Аббат Сугерий считал, что свет, пронизывающий и формирующий материю, является прямым знаком “Света Светов”, то есть Самого Бога, — рассказывает главный архитектор. — И хотя прошла почти тысяча лет, я вынужден с ним согласиться”.
Но однажды этот свет стал источником курьезного случая. “В рождественское утро 2019 года пожарным поступил звонок: местные жители сообщали, что так же подсвеченная башня церкви горит. Правда в том, что здесь я использовал не небесные оттенки, а желтый и красный — цвета земной жизни, огня и страдания. Я даже не осознавал, что цвета обладают такой огромной силой. Огня не было, жителям так всего лишь показалось на утреннем солнце”, — рассказывает главный архитектор.
Чтобы усилить сакральную атмосферу церкви, купол сформировали из множества деревянных досок, которые все вместе напоминают огромный отпечаток пальца. “Так что при желании здесь можно ощутить прикосновение Бога, но, конечно, не только благодаря куполу”, — делятся своими ощущениями авторы проекта.