Долгожданная реставрация “Художественного” наконец закончилась хеппи-эндом, и 9 апреля 2021 года кинотеатр вновь открыл свои двери для посетителей. От многолетних испытаний, выпавших на долю здания, теперь остались воспоминания, а драматичные сюжеты встречаются, как и положено, на афише кинотеатра. Но кафе Eleven от Lucky Group отсылает еще к одной драме: на первом сеансе “Художественного” была представлена французская картина “Жоржетта”. Случилось это в 1909 году, 11 ноября — отсюда и название новой кофейни.
Может быть интересно“Художественный”: история реставрации самого старого кинотеатра Москвы
Других аллюзий на историю кинотеатра здесь не найти, архитекторы бюро Static Aesthetic не стали использовать театральные приемы с кулисами или другие навязчивые “киношные” детали. Да и форма пространства совсем не походила на “правильный” зал кинотеатра: оно слишком вытянутое и проходимое — сюда ведут две двери с улицы, выходы из главного зала кинотеатра, выход из главного фойе, здесь же располагается лестница на второй этаж.
Помимо этого пространство делится на две части: историческую, расположенную ближе к главному фойе, с сохранившейся лепниной и лестницей кинотеатра, и “новодельную” в глубине зала с большими стеклянными дверями, выходящими на Воздвиженку.
“Первым делом необходимо было понять, как это пространство будет работать, — объясняет Никита Ситников, основатель Static Aesthetic. — Было ясно, что у заведения будет несколько режимов работы: утренний, когда спешащие горожане могут выбежать из метро “Арбатская” и заглянуть за свежим кофе и круассаном, и вечерний, когда посетители кинотеатра могут скоротать время в ожидании сеанса за бокалом вина”.
Так что архитекторам нужно было придумать, как совместить на одной площади кофе и выпечку с вином и легкими закусками. Концепция определила назначения зон. “Современная” с отдельным входом стала “утренней” зоной, здесь разместили высокие столики для быстрого перекуса и открытую кухню. Белый керамогранит на полу напоминает о функции пространства, а чтобы утро посетителей было действительно добрым и приятным, стены и потолок скрыли теплыми деревянными панелями.
Исторической части придали более камерную атмосферу. На расслабленный лад настраивают диванчики-лузы в бархатной обивке и низкие кресла. На контрасте с “утренней” зоной пол здесь покрыли темной плиткой. Место под лестницей также не осталось пустовать: в нем аккуратно разместили парфюмерный корнер Zielinski & Rosen с лаундж-зоной, так что помимо запаха кофе и хлеба здесь можно почувствовать тонкий аромат духов.
Объединяющим элементом всей кофейни стали островки с “выпечкой” — и это не только про аппетитные круассаны и булочки, которые подают в Eleven сейчас, но и про плитку, которую выпекали по эскизам авторов проекта на отечественном производстве. То же касается и большинства предметов мебели: команда Static Aesthetic и раньше обращалась к российским мастерам, а в период пандемии это позволило проекту не “встать”.
Но на этом функции пространства не заканчиваются. “Необходимо было сохранить хотя бы в минимальном виде идею предполагаемого здесь изначально книжного магазина”, — добавляет Никита. Выходом стали винные стеллажи, “зеркалящие” полки с журналами и мерчем напротив.
Чтобы визуально расширить пространство, архитекторы дополнили стены и без того напоминающие отделку старинных трамвайных вагончиков вытянутыми зеркалами. Никита признается, что к такой ассоциации не стремились, но она как нельзя лучше подходит кофейне и настраивает на путешествие во времени.