У Ханнеса Пира безупречная творческая биография. Он отучился в Миланском политехническом университете, поработал в студиях у Рэма Колхаса и Цви Хекера, а теперь проектирует мебель и интерьеры под своим именем. Живет дизайнер недалеко от альма-матер, в миланском районе под названием Читта-Студи. “Мне нравится эта часть города, — говорит он. — Район построен вокруг университета в традициях города-сада — здесь много небольших вилл в разных стилях, от неомавританского до ар-деко”.
Ханнес Пир у себя в гостиной.
Сам дизайнер вместе со своим партнером Филиппе Ринаудо обосновался в неоклассицистском здании на тихой улочке, вдоль которой выстроились высокие тополя. На поиски этого места ушло целых три года, зато им попалась квартира с интересным провенансом — в прошлом в ней жил последователь метафизической школы Эмилио Тадини, водивший дружбу с Лучо Фонтаной и Джорджо де Кирико.
На стене прихожей арт-объект из бетона, работа матери Ханнеса, художницы Урсулы Хьюбер. Стул Butterfly по дизайну Сори Янаги, Vitra; бра Poliedri по дизайну Карло Скарпы для Venini. На полу плитка 1960-х годов, дизайн которой придумали Эмилио Тадини и керамист Бобо Пикколи.
О бывшем хозяине сейчас напоминают выложенные плиткой полы: художник использовал свои любимые цвета — кобальтовый, оранжевый и зеленый, а над узорами работал вместе с известным керамистом Бобо Пикколи (последний знаменит тем, что сотрудничал с Джо Понти и создал несколько неординарных светильников для FontanaArte). Ханнес в каком-то смысле приумножил это наследие: квартира прямо-таки дышит историей итальянского дизайна.
Фрагмент гостиной. Мраморный камин и расположенный над ним зеркальный шкафчик сделаны по дизайну Ханнеса. На переднем плане стул в форме раскрытой ладони, Индонезия, XIX век.
Фрагмент гостиной. Стул Pylon Chair по дизайну Тома Диксона для Cappellini; винтажный столик; картина Урсулы Хьюбер.
Даже для опытного дизайнера возможность поработать с таким пространством — редкий шанс, так что Ханнес Пир взялся за обустройство нового жилища с большим энтузиазмом. “Мне нравятся неожиданные дизайнерские решения, — говорит он. — Я всегда стараюсь сохранить в интерьере оригинальные детали и добавить к ним что-то новое и эклектичное”. Он не стал менять планировку квартиры, но поэкспериментировал с отделкой — например, выложил целую стену гостиной плиткой ручной работы. Ее цвет варьируется от кобальтового до темно-синего, создавая живую фактурную поверхность.
Одна из стен гостиной выложена глазурованной терракотовой плиткой, выпущенной на фабрике Fornace Bernasconi в Умбрии. На переднем плане пара кожаных кресел 1960-х годов по дизайну Персиваля Лафера; на полу ковер 1970-х годов; кожаный диван Diesis по дизайну Антонио Читтерио и Паоло Навы для B&B Italia; светильник по дизайну Сержа Муя; на консоли по дизайну Ханнеса Пира скульптуры, созданные его матерью Урсулой Хьюбер.
Для оформления дверных проемов и откосов окон дизайнер использовал мрамор. В прихожей появилось бетонное панно, в рельефе которого угадываются очертания человеческих фигур, — это арт-объект, который специально для Ханнеса создала его мать-художница. На полу здесь и там встречаются пестрые восточные коврики. Двери между кухней и столовой хозяин украсил витражом с геометрическим рисунком, создающим иллюзию глубины, — его прообразом стала архитектура миланских парадных. С аллюзиями здесь вообще полный порядок: лепнина в виде крупных квадратов отсылает нас к интерьерам виллы Некки-Кампильо, шедевра миланского ар-деко, построенного по проекту знаменитого Пьеро Порталуппи.
Обеденный стол из нержавеющей стали и фанеры с покрытием из красного лака — это прототип модели, которую придумал Ханнес Пир. Хозяин квартиры также спроектировал люстру и витражную дверь между столовой и соседней кухней. Гипсовая Афродита, Fumagalli & Dossi; стулья из хрома и латуни по дизайну Вилли Риццо. Лепнина на потолке сделана по мотивам интерьеров миланской виллы Некки-Кампильо. На стене живопись Филиппе Ринаудо и работа в стиле деконструктивизма самого Ханнеса Пира.
Все эти экстравагантные новшества пришлись квартире очень к лицу. Как и мебель, которой дизайнер обставил интерьер. Здесь что ни предмет, то какая-нибудь легенда дизайна 1960–1970-х годов. Взять, к примеру, стулья вокруг обеденного стола: их автор Вилли Риццо сперва прославился как фотограф, снимавший голливудских звезд, работал на Paris Match и Playboy, а в 1960-е годы решил заняться дизайном мебели, среди поклонников которой были Сальвадор Дали и Брижит Бардо.
Кухня из стали по дизайну Роберто Гоббо, Euromobil; бра спроектировал хозяин квартиры; на полу марокканский ковер.
Каминный портал в библиотеке сделан из гранита и датирован 1965 годом; журнальный столик по дизайну Освальдо Борсани 1970-х годов; кресло — прототип культовой мебели Чарлза и Рэй Имз в бархатной обивке от Nobilis.
“Мне нравится, когда в интерьере возникает диалог разных эпох и стилей, например, соединение неоренессанса с дизайном 1970-х годов или неоклассицизма с 1980-ми, — говорит Пир. — А еще я просто помешан на женском бруталистском дизайне 1970-х годов: я имею в виду работы Марии Пергей, Нанды Виго, Антонии Астори и Габриэллы Креспи”. Надо сказать, что при почти музейной обстановке квартира получилась на удивление живой и уютной. Кухня здесь вполне рабочая, гостиная зовет примоститься в широком кресле, а в гардеробной полно места для одежды. Но больше всего дизайнер Ханнес Пир любит свою библиотеку, обшитый деревом закуток между гостиной и столовой с креслом Имзов в хулиганской “тигровой” обивке — это идеальное убежище на все случаи жизни.
На прикроватном столике лампа 1970-х годов, Tonello & Montagna Grillo.
Фрагмент спальни. Лампа Pipistrello по дизайну Гаэ Ауленти, Martinelli Luce. Кресло в стиле Людовика XVI, XVIII век.
Гардеробная. Светильник 1950-х годов, Stilnovo; гипсовый бюст, Fumagalli & Dossi; акриловая скамья 1980-х годов, Fabian Art.
Ванная. На винтажном комоде французская настольная лампа; бра Bidone по дизайну Луиджи Каччи Доминиони для Azucena; в зеркале отражается люстра Cubo по дизайну Гаэтано Шолари.