В Советском Союзе разрабатывалось и создавалось огромное количество разнообразной военной и гражданской техники. Особое внимание после Второй мировой войны в стране Советов уделяли боевым и грузовым вертолетам. Сегодня уже далеко не каждый знает о том, что самый большой вертолет был создан именно в СССР. Правда, судьба уникальной машины сложилась совсем не так гладко, как мечтали ее конструкторы.
Большой — потому, что советский. /Фото: wikimedia.org.
Очень часто данный вертолет называют Ми-12. Однако, если придираться и умничать, то такой подход к вопросу не совсем корректный. Правильнее называть уникальный советский вертолет В-12, так как индекс «Ми» присваивался в ОКБ Миля только тем машинам, что пошли в серийное производство. В-12 же никогда в серию не поступал, навсегда оставшись уникальным, но ненужным плодом советского авиастроительного гения.
Серьезная была машина. /Фото: ok.ru.
Несложно догадаться, что своим появлением Ми-12, конечно же, обязана холодной войне между СССР и США. Разработка машины началась в 1960-е годы, когда стало окончательно понятно, что армии и народному хозяйству может потребоваться сверхтяжелый вертолет для выполнения самых разных задач по перевозке людей и грузов. Полностью готов В-12 был к 1971 году. Тогда же вертолет показали на авиасалоне в Ле-Берже, где он произвел настоящий фурор на гостей и зрителей мероприятия.
Остался ненужным. /Фото: ya.ru.
В классификации НАТО советский вертолет сразу же получил кодовое обозначение «Гомер». Первоначально подразумевалось, что машина будет использоваться в первую очередь для транспортировки ракетного вооружения в том числе ядерного. Однако, дальнейшее развитие средств доставки сделало подобную функцию перспективного вертолета фактически бесполезно. Впрочем, у машины все еще оставался огромный военный и гражданский потенциал.
Сегодня вертолет стоит в музее. /Фото: 123ru.net.
Однако, точку в истории В-12 поставило очередное потепление в отношениях между СССР и США, а также разрядка в противостоянии, которая наступила в начале 1970-х годов. Тогда были подписаны договора ОСВ-1 и ОСВ-2, военные задачи СССР несколько поменялись, и в новом бытие для исполинского гиганта места уже не нашлось. Проект был отправлен на полку, в том числе потому, что руководство страны решило, что Ми-12 слишком дорогой и избыточно полезный для выполнения «средних» задач в армии и хозяйстве. Производить В-12 не стали даже мелкой серий, впрочем, работа не была проделана зря. Наработки советских инженеров использовались для создания Ми-26 – вертолета, который используется по сей день и является самой грузоподъемной машиной современности.
Увидеть В-12 своими глазами можно в Музее ВВС в Монино, что в округе Щелково Московской области России.
Видео:
В продолжение темы читайте про 5 откровенно странных самолетов, при взгляде на которые непонятно, как они могли летать.