В старинном палаццо во Флоренции появились музей, бутик редких вещей, книжный магазин, сувенирная лавка, кинозал и ресторан — и все это под брендом Gucci.
В январе этого года на фасаде Палаццо делла Мерканца зажегся неоновый глаз. Так итальянский фэшн-гигант Gucci ознаменовал открытие своего нового пространства. И неоновая инсталляция на старинном фасаде — это лишь вершина айсберга преобразований. Палаццо больше шести сотен лет, а музей Gucci существовал в нем с 2011 года. Нынешний креативный директор бренда Алессандро Микеле решил все поменять не только стилистически, но и функционально. Ему хотелось показать, насколько современной, разносторонней и креативной может быть компания, которой без малого сто лет.
Новое пространство назвали Gucci Garden не только потому, что в ассортименте Gucci много вещей с цветочными и анималистичными узорами, к которым у Алессандро особая страсть, но и потому, что у сада есть метафорическое значение. “С одной стороны, это вполне реальное место, — говорит Алессандро Микеле. — Но с другой — это мир, придуманный и населенный фантастическими животными и растениями. Здесь всегда есть свой змий, который символизирует начало и постоянное возвращение к истокам”.
Увидеть, с чего начиналась история Gucci, можно на втором и третьем этажах здания, которые отдали под музей. Над сценографией этого пространства вместе с Алессандро работала арт-критик Мария Луиза Фриза, куратор курса по дизайну моды и мультимедийному искусству в Университете IUAV в Венеции. Поэтому на смену стандартному хронологическому порядку пришел микс из прошлого и современного, разбавленный видеоинсталляциями и арт-объектами. “Мы превратили залы в творческие лаборатории и будто показываем все детали эксперимента, — говорит Мария. — К примеру, в зале De Rerum Natura можно проследить, как использовались цветочные мотивы. Здесь представлены винтажная и современная одежда, серебряные статуэтки животных, выпущенные в 1950-х, и оригинальный эскиз известного принта Flora, придуманного Витторио Аккорнеро в 1966-м”.
В музее постарались отдать дать уважения каждому дизайнеру, работавшему для бренда, и даже пригласили современных художников расписать стены. В Gucci Garden отметились Джейд Фиш, Тревор Эндрю и Coco Capitán. Их росписи прекрасно уживаются не только с текстильными обоями Gucci, но и с картиной XIX века, написанной Доменико Индуно. “Прошлое имеет большое влияние на то, что делает модный Дом сейчас, — продолжает Мария. — И эта философия близка Алессандро Микеле, что заметно по его отношению к Флоренции, родному городу бренда, где история буквально на каждом шагу”. Билет в Gucci Garden стоит 8 eвро, и половина стоимости перечисляется в фонд, занимающийся реставрацией города.
Первый этаж Палаццо делла Мерканца занимают ресторан, книжный магазин, сувенирная лавка и бутик, которые по наполнению ценностями не уступают музею. В бутике представлены обувь, одежда и аксессуары, придуманные специально для Gucci Garden и не продающиеся больше нигде. К примеру, вещи с готическим изображением глаза, эмблемой Gucci Garden, появившейся на фасаде в день официального открытия. В книжном можно найти как современные книги и альбомы, так и редкие коллекционные и антикварные издания, а в сувенирном — открытки, музыкальные шкатулки, текстильные сумки, коробки со спичками, декоративные коробки и карты Флоренции.
Однако большего внимания заслуживают не вещи, а способ их представления. Стены первого этажа выкрашены в желтый, а арочные проемы — в бордово-красный. В одном зале на полу лежит мраморная плитка, а во втором — расписанные деревянные щиты. Все столы, витрины и шкафы исключительно антикварные, а манекены — настоящие арт-объекты и произведения искусства: деревянные раскрашенные головы, руки и стопы, а также воссозданные женские бюсты середины XX века. На стенах здесь и в ресторане встречаются старинные гербовые щиты.
Кстати, о ресторане Gucci Osteria. Его возглавляет шеф-повар Массимо Боттура, на счету которого три мишленовские звезды за Osteria Francescana в Модене. Для Gucci Garden он разработал совершенно новое меню, в котором есть как традиционные итальянские блюда, так и их необычные вариации. На кулинарные эксперименты Массимо вдохновляют путешествия: “Мы все много где бываем, и еда — это тоже способ знакомства с миром и культурой, — говорит он. — Мы всегда выискиваем что-то неожиданное и оригинальное. Меню Gucci Osteria — напоминание о том, что Флоренция всегда была культурным центром, особенно во времена Ренессанса”. В подтверждение этого на карнизе по периметру зала золотой краской написаны строчки из стихотворения Лоренцо Медичи.