Объект 299: как в Советском Союзе пытались вернуть в строй тяжелые танки против желания Хрущева


В первое десятилетие после окончания Второй мировой войны в мировом танкостроении начался пересмотр сложившейся конструкторской школы. Тенденции, родившиеся еще в Первую мировую войну, уходили в историю, а им на смену спешило новое видение того, как должны выглядеть и использоваться танки. Однако, далеко не все конструкторы были согласны с новыми веяниями и пытались интегрировать старые идеи в новые обстоятельства. Одним из плодов подобных попыток стал советский экспериментальный танк Объект 299.

Танк предельных параметров. |Фото: ipbhost.com.

Уже к концу Второй мировой войны стало понятно, что легкие танки в условиях развития в том числе ручных противотанковых средств теряют свою актуальность, а тяжелые танки раз за разом получаются слишком узкоспециализированными. При этом практика использования средних танков, в том числе таких машин как Т-34/85 давала наглядно понять, что будущее за массовыми, дешевыми, быстрым, маневренными и при этом достаточно мощными боевыми машинами. Так на смену концепции танков трех видов просуществовавшей со времен Первой мировой войны пришла концепция единого или основного боевого танка.

Создано было всего одно шасси. |Фото: amp.topwar.ru.

Далеко не все конструкторы Советского Союза согласились со справедливостью такого подхода. Многие все еще верили в то, что на современном поле боя найдется место как минимум для тяжелых танков. Так, в начале 1960-х годов новую концепцию тяжелой машины предложил известный советский конструктор Николай Федорович Шашмурин, который в свое время работал над проектами танков КВ-1, ИС-2 и ИС-7. Группа Шашмурина на Кировском заводе выдвинула собственную концепцию, которая получила название «Танк предельных параметров».

Танк был похож на проект Т-95. |Фото: livejournal.com.

Идея танка предельных параметров заключалась в том, что это будут дорогие сверхтяжелые машины с огромной огневой мощью, которые будут дополнять собой дешевые и массовые единые танки. Проект получил обозначение Объект 299. На его базе планировалось создать не просто танк, а базу для самых разных военных машин: ракетного танка, тяжелого БМП, пушечного танка, машины поддержки, САУ, КШМ, ТЗМ и так далее. Конкретно танки предлагалось выпускать мелкой серией и использовать на поле боя в качестве тяжелых средств поддержки.

Машина получилось слишком серьезной. |Фото: chert-poberi.ru.

Разрабатывался Объект 299 с нуля. Благодаря чему советские конструкторы создали сразу несколько принципиально новых технических решений в области шасси и корпуса. Для улучшения защиты экипажа было решено использовать переднемоторную компоновку. Помимо танкового бронирования машина должна была получить комплекс активной защиты. В движение танк должен был приводится двигателем ГТД-1000 или ГТД-1250. Вооружить машину собирались здоровенной (по тем временам) 152-мм пушкой. Удивительно было то, что по предварительном расчетам 299-ый получился совсем не тяжелым. Масса танка должна была находиться около показателя в 50 тонн, а скорость движения по шоссе при таком раскладе достигала бы 90 км/ч.

Планировалось создать самые разные машины на базе танкового шасси. ¦Фото: otvaga2004.ru.

Проблема Объекта 299 была только в одном. Потенциальный танк, как и его шасси, получались слишком сложными с технической точки зрения, а вместе с тем и очень дорогими. Разработка, начавшаяся во времена Хрущева, затянулась на несколько десятилетий. Танк был создан в качестве опытного образца и даже успешно прошел первый тур испытаний, однако вторая половина 1980-х годов стала роковой для проекта танка предельных параметров. В конечном итоге проект просто закрыли.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про то, почему немецкие танкисты времен Второй мировой не носили шлемофоны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: