Надводные суда достаточно часто переворачиваются. Само собой, когда такое случается – это настоящая катастрофа. Чаще всего не обходится без людских жертв, не говоря уже о материальном ущербе в сотни тысяч, а то и миллионы! Но что насчет подводных лодок? Все-таки они достаточно сильно отличаются от обычных кораблей. Может ли субмарина перевернуться в надводном положении, а может ли она сделать подобное в подводном положении и что с ней будет, если такое все-таки произойдет?
Перевернутся может любое судно. /Фото: topwar.ru.
Что будет с подводной лодкой, если она перевернется или хотя бы накренится в любом из своих положений? Ответ на этот вопрос всего один – ничего хорошего: травмы и смерти членов экипажа, поломки оборудования, протечки технических жидкостей, пробоины и даже пожары. Перечень тяжелых последствий на самом деле достаточно широк, если начать разбирать его более подробно. Однако, может ли такое случиться в принципе? Да, может, причем достаточно легко, если будет нарушена правильность конструкции субмарины. На самом деле в этом отношении подводное судно не так уж отличается от надводного. Крен для подлодки не менее опасен.
В судостроении важен показатель остойчивости. /Фото: boatbuilding.xyz.
Благо, судостроение – отрасль весьма древняя. Ей «всего-навсего» несколько тысяч лет. За это время люди научились неплохо бороться с креном. Так в производстве судов, в том числе подводных, существует понятие остойчивости. Если говорить максимально кратко и понятно: остойчивость – это способность плавающего средства с одной стороны противодействовать внешним силам, вызывающим крен или дифферент, а с другой стороны – способность судна возвращаться в состояние равновесия после окончания действия возмущающего фактора.
Примечание: крен – поворот судна (объекта) вокруг его оси, дифферент – разница уровня осадок между носом и кормой.
Важен он для всех судов, а у подлодок их и вовсе два. /Фото: multiurok.ru.
Остойчивость является одним из важнейших качеств любого плавающего средства. Достигается она благодаря специальным техническим средствам и соблюдению математически выверенных правил конструирования плавающего транспорта. Определяется данный показатель центром приложения сил Архимеда и расположением центра тяжести судна относительно центра приложения сил. В этом отношении субмарины несколько сложнее обычных судов, так как для них приходится выводить и достигать сразу двух показателей остойчивости: для надводного положения и для подводного положения.
Соблюдение правил остойчивости конструкторами и экипажем во время эксплуатации судна гарантируют, что оно не перевернется, а если и накренится, то в последствии вернется в изначальное положение.
Соблюдение всех правил гарантирует нормальный ход. /Фото: goodfon.ru.
В продолжение темы читайте о том, как выглядит самая большая в мире подлодка, которую не успевали изучить за годы службы сами матросы.