Истории о том, как хозяева сохраняют и реставрируют старые дома, приспосабливая их для современной жизни, в Европе не редкость. В России таких героев можно пересчитать по пальцам, поэтому каждый подобный объект — особенная ценность. Это понимала и дизайнер Мия Карлова, к которой обратилась заказчица, купившая в Ставрополе дом 1899 года постройки. “Когда я увидела, в каком запущенном состоянии он был, не поверила, что его можно восстановить”, — вспоминает Мия.
Слева направо: дизайнеры Мия Карлова и Елена Зуфарова, хозяйка дома Галина Полужникова и ее дочь Агнесса.
Небольшая усадьба пережила революцию, уплотнение жильцов, перепланировку и разделение на отдельные квартиры. Кирпичные стены покрывали несколько слоев обоев, отражавших разные периоды советской эпохи, а балки казались ненадежными и отслужившими свое. “Вокруг было много новодела, люди строили коттеджи и даже небольшие дворцы, внешний вид которых не оставлял сомнений в достатке хозяев, — рассказывает Карлова. — Я задавалась вопросом, почему заказчики остановились на этом скромном старом доме, ведь его восстановление потребует времени и больших инвестиций, которые другим людям будут неочевидны. Но их бережное отношение к истории мне очень импонировало”.
Фрагмент фасада дома по проекту архитектора Григория Павловича Кускова, который он построил в Ставрополе в 1899 году для своей семьи.
Клиенты Мии Карловой были настроены решительно. Это образованные люди, которые посмотрели мир, пожили за границей, но вернулись в родной Ставрополь и решили восстановить памятник архитектуры в центре города, чтобы поселиться в нем. Дом построил Григорий Павлович Кусков для своей семьи. Он был губернским архитектором, по его проектам возводились на Ставрополье православные храмы, школы, заводы, дома, мосты и даже мечеть. Фасад его семейной усадьбы украшал замысловатый каменный узор, а резная парадная дверь выходила на кованое крыльцо. “Мы старались сохранить все, что было возможно, но к нашему времени остались только архитектурные элементы на фасаде и входные двери. Окна и ставни пришлось воссоздавать по старым образцам”, — рассказывает Мия.
Вид из гостиной на столовую. Винтажный торшер из “Мастерской Кати Гердт”; диван, Marie’s Corner; кресла, Gubi и &Tradition; ковер соткан на заказ на мануфактуре Ateliers Pinton. В столовой диптих Ларисы Блохиной “Синее море”; над столом светильник, El Torrent; кресла, Artflex.
Над проектом Карлова работала с дизайнером и экспертом по антиквариату Еленой Зуфаровой. Вместе они окунулись в долгий процесс, состоящий из огромного числа экспертиз и разрешений. На проработку плана реставрации с инженерно-проектным институтом ушел год. Они исследовали несущие конструкции, кровлю, устойчивость грунта и согласовывали все решения в Управлении по сохранению и охране памятников. На месте дизайнерам помогала и курировала все вопросы Виктория Цыбизова. Новоселье хозяева смогли справить лишь через шесть лет после начала реставрационных работ.
Фрагмент гостиной.
В старые архитектурные рамки дизайнеры вписали новые инженерные системы, не нарушая при этом облик памятника архитектуры. В доме есть гостиная, кухня, совмещенная со столовой, мужская и женская половины, каждая со своей спальней, гардеробной и ванной комнатой (мужской части также достался кабинет), а также отдельный блок для дочки хозяев. Из гостиной открывается прекрасный вид на небольшой частный сад с трехсотлетним дубом, который тоже охраняется государством.
Ванная комната хозяйки. Ванна, Devon & Devon.
Следов первоначальной планировки не осталось, но Мия и Елена считали заложенные архитектором оси и смогли представить, как все было устроено, даже постарались сохранить прежний уклад и дух. “У нас не было задачи детально реконструировать исторический интерьер. Мы хотели создать атмосферу счастливой и неспешной жизни, какая была здесь в начале XX века. Летом можно погулять в парке или уединиться с книгой в доме, а зимой посидеть у камина. Главное — тут можно укрыться от городской суеты”, — объясняет Мия.
Детская спальня. Ковер, Gan; настольная лампа, &Tradition; светильник, Kartell; кресло Bubble по дизайну Ээро Аарнио; кровать и текстиль на ней, Loffilab; над изголовьем картина Умит Бек.
Обстановку собирали из дизайнерских, антикварных и винтажных предметов интерьера. “Вместе с заказчиками мы ездили на выставку Maison & Objet, посещали парижские шоурумы, покупали предметы на торгах знаменитого французского аукционного дома Drouot. Они с таким азартом включились в процесс, что многие вещи мы приобретали без предварительных согласований, понимали друг друга по глазам”, — вспоминает Мия. После этих поездок в доме появились китайские настольные лампы, комплект из мраморных часов и подсвечников и акварель, которая теперь висит в ванной комнате хозяйки. В интерьере, кстати, есть и ее работы. На одной из стен холла с изящной лестницей можно увидеть монохромные фотографии, которые будто вторят ритму лестничного марша.
Прихожая и коридор, одна из осей прежнего интерьера.
Оформление городской усадьбы в центре Ставрополя — один из самых примечательных проектов в карьере Мии Карловой и Елены Зуфаровой. “Похоже, нам удалось воссоздать атмосферу размеренной усадебной жизни, но в настоящем времени”, — говорят дизайнеры. “Все было проделано не зря. Отреставрированный дом архитектора Григория Кускова остается популярным местом: жители и туристы, прогуливающиеся мимо, часто останавливаются и фотографируются на фоне старинного фасада, — добавляют хозяева Галина и Олег Полужниковы. — Но главное — наш дом наполнен счастьем и светом. По утрам отсюда совсем не хочется уходить на работу”.
Фрагмент сада и трехсотлетний дуб черешчатый, который охраняется государством.