“Художественный” — первый и самый старый московский кинотеатр. Разумеется, кино в городе крутили и до его открытия в 1909 году, однако предприниматель Роберт Брокш стал первым, кто придумал заняться этим в отдельном здании. Кинотеатр (точнее, как тогда говорили, электротеатр) был спроектирован Николаем Благовещенским в стиле неоклассицизма, его фасад обильно украшала лепнина, а в зале помещалось четыреста человек — размах, соответствующий тогдашней популярности кинематографа. Но скоро и этого стало мало, и буквально через три года здание поручили переделать модному архитектору Федору Шехтелю, который ожидаемо не только увеличил вместимость кинотеатра в два раза, но и сильно переделал его облик — сделал декор фасада более лаконичным и развернул зал на 90 градусов, полностью изменив внутреннюю планировку.
Однако еще в советские годы, задолго до закрытия, здание стало терять свой исходный облик: окна исчезли где-то в середине ХХ века, а лепнина пала жертвой борьбы с архитектурными излишествами — то ли ее сбили нарочно, то ли отвалилась сама от бесхозности и забвения. В последние годы пострадало и фойе, где пристроили второй уровень, и планировка в целом — до ремонта была россыпь маленьких залов, где стояли кресла-мешки и показывали фильмы с DVD.
Интернациональная команда — немцы merz merz, российские Strelka Architects и испанский дизайнер Ласаро Роса-Виолан — пыталась по максимуму вернуть зданию облик времен Шехтеля, но так, чтобы без самодеятельности. Как рассказывает Дарья Парамонова из Strelka Architects, восстановили только то, что было документально подтверждено чертежами или обнаружено на месте во время реставрации. Как, например, деревянная рама, найденная внутри кирпичной кладки, — по ней делали “старые новые” окна на фасаде. Или входные двери — они новые, но сделаны по старым чертежам.
Может быть интересно“Художественный”: история реставрации самого старого кинотеатра Москвы
Принципиальный момент в том, что в обновленном интерьере нет новодела “в стиле Шехтеля”, догадок о том, как мог бы сделать великий архитектор тот или иной элемент, и попыток имитировать его почерк. “Хороший пример — это фонтан, он есть на плане, но это только абрис. Мы этот абрис повторили, но никто не пытался изобразить фонтан в шехтелевском стиле”, — рассказывает Дарья Парамонова. — Поэтому фонтан здесь современный, состоящий из десятков переливающихся сосудов — идея испанского дизайнера Ласаро Роса-Виолана (он придумал интерьерную концепцию обновленного кинотеатра, а авторский надзор за ее исполнением вели наши Nefa Architects).
Одно из главных новшеств — парадная лестница в зоне касс и гардероба со световым фонарем над ней. Бывший холодный чердак “Художественного” перестроили и организовали там три небольших зала: два на сорок и один на двадцать мест, со своими фойе и барами, оформленными в духе ар-деко. “Можно было бы пойти по пути минимализма, где на фоне белых современных стен выделяются исторические детали, но мы решили, что поскольку это главный московский кинотеатр, то здесь важно создать праздничную атмосферу”, — рассказывает Дарья.
“Художественный” довольно сильно изменился и снаружи, и не только с главного фасада. “Идея в том, чтобы здание со всех сторон сообщалось с городом”, — рассказывает Дарья. По периметру главного зала находятся пространства со свободным доступом, куда можно зайти без билета на следующий сеанс. Со стороны Знаменки это ресторан современной русской кухни Niki, его интерьер дизайнер Евгения Ужегова выстраивала на контрасте эпох. “Основная концепция интерьеров “Художественного” — ар-деко эпохи Шехтеля. С одной стороны, это служило обременением (так как ресторан должен был органично вписаться в пространство кинотеатра), а с другой — дарил новые возможности, — рассказывает дизайнер. — Например, если посмотреть на графику потолка и света в Niki, можно провести параллель с мхатовскими интерьерами Шехтеля. И вообще четкость и графика, заложенные в проект, были вдохновлены именно работами архитектора”.
Может быть интересноРесторан Niki в “Художественном”
А новые двери с Воздвиженки ведут в зону кафе Eleven по проекту бюро Static Aesthetic. Пространство делится на две части: историческую, расположенную ближе к главному фойе, с сохранившейся лепниной и лестницей кинотеатра, и “новодельную” в глубине зала с открытой кухней.
Очевидно, что приходить в “Художественный” нужно не только ради хлеба и краеведения, но и за кинематографическими зрелищами. Сегодня здесь проходят кинофестивали, специальные показы и, конечно, прокатные релизы. Так что этот старинный кинотеатр с парадными интерьерами возвращает нам это давно забытое искусство — ходить в кино, как на праздник.