Каждый человек разумно предположит: если сырье дешевеет, то и продукт, изготавливаемый из него, также должен стать дешевле. Ведь логично. Тогда почему стоимость бензина на АЗС ломает данный шаблон буквально о колено? Какой-то парадокс: бензин на рынке только дорожает вне зависимости оттого, дорожает или дешевеет нефть. На самом деле никакой это не парадокс, а просто политика. Объясним на пальцах.
Ничего личного, просто бизнес. /Фото: tumblr.com.
В ближайшие годы (если не десятилетия) цены на бензин в России не будет падать, даже если нефть подешевеет до абсолютного минимума. Все потому, что розничная цена на горючее формируется отнюдь не так прямолинейно, как представляет себе большинство простых автомобилистов. Цены на горючее регулируются государством и не только в России, а в том числе и в европейских странах, и в США. Регулируются они, конечно же, при помощи специальных налогов по нескольким причинам: необходимость получать доход и поддерживать производителей.
Если нефтяная компания не в США, то ей всегда выгоднее продавать продукцию во вне страны. /Фото: indexved.ru.
Конкретно в России для регулирования цен на топливо используется налоговый механизм под названием демпфер. Есть объяснять максимально доступно, то отечественным производителям нефти и горючего абсолютно невыгодно продавать топливо на внутреннем рынке страны. Дай компаниям волю, и они в погоне за прибылью продавали бы все до последней капли на внешнем рынке. Происходит так из-за того, что на одном рынке торговля осуществляется за дорогую иностранную валюту, а на другом – за относительно дешевую отечественную.
На самом деле, чем дешевле нефть — тем хуже для автомобилистов. /Фото: 31tv.ru.
Таким образом получается ироничная вилка: чем дороже цены на нефть на мировом рынке, тем меньше желания у российских компаний продавать свою же нефть в России. Само собой, если бы бизнес делал что хотел, то страна просто осталась без топлива. И здесь на сцену и выходит тот самый демпфер – налоговый вычет, который делает для компаний торговлю горючим привлекательной в том числе и на внутреннем рынке. По сути, государство платит из своего кармана (кармана граждан) бизнесу, чтобы он продавал российский бензин, сделанный из российской нефти в России. Так и получается, что свои потенциальные убытки на внутреннем рынке бизнес просто перекладывает на потребителя посредством государства.
Издержки и недобор прибыли ложатся на плечи потребителей. /Фото: gpone.com.
Так, или иначе важно понимать, что регулирование цен на горючее в условиях рыночной экономики – вещь крайне сложная и запутанная. В конечном итоге принципиальной разницы для простого потребителя нет, так как государство все равно где-то достанет из его кармана. Так, например, есть много стран (преимущественно арабских), где бензин стоит или стоил дешевле воды. Там демпфирующий механизм отсутствует, однако в этом случае государство просто напрямую вливает дотации в нефтеперерабатывающую отрасль, компенсируя убытки за счет других налогов. В том числе дополнительных налогов на автомобилистов.
В продолжение темы читайте про работающие способы, как реально сократить расходы на обслуживание автомобиля.