Вторая половина 2020 года радует нас примерами достойных реставраций: дом Наркомфина наконец-то обживают, а Северный речной вокзал, вновь открыт для посетителей. Бывший доходный дом на Садовой-Сухаревской улице в Москве уверенно встает в этот ряд, хотя по масштабам уступает первым двум проектам. Но размер не имеет значение, когда идет речь о сохранении исторического наследия.
Команда из бюро UTRO вернула постройке начала XX века первоначальный вид, а внутри постаралась создать интерьер, который бы соответствовал духу того времени. Работа такого масштаба потребовала привлечения большого количества человек. Авторы проекта — архитекторы Марина Ярмаркина и Лейла Мифтахова, на начальной стадии им помогали Рита Леонова и Ксения Раковская, а за благоустройство территории отвечала Настя Попова.
У бюро UTRO был опыт благоустройства территорий вблизи объектов культурного наследия и сотрудничества с девелопером MR-group. “Мы думали о том, что могли бы взяться за небольшой проект, и когда у заказчика появился этот дом, он обратился к нам”, — рассказывает Марина Ярмаркина. Речь о бывшем доходном доме, возведенном в 1908 году по проекту Михаила Каверинского для дворянки Татьяны Унковской. Он построен в духе романтического модерна с готическими элементами. Из-за двух фальшфронтонов на фасаде здание прозвали “домом с ушками”.
Изначально на каждом из четырех этажей находились по две квартиры с собственной кухней, печью, уборной и похожим принципом планировки: главным пространством была совмещенная со столовой гостиная, откуда расходились двери во все остальные комнаты. Сейчас это современный клубный дом Manor с семью квартирами. Самые просторные заняли верхний этаж, к которому присоединили чердак, поэтому они получились двухуровневыми. Первый же этаж отдали под коммерческие помещения, у каждого из которых есть свой вход с улицы.
Несмотря на то, что здание не является объектом культурного наследия, архитекторы хотели по максимуму все сохранить и воссоздать те детали, которые были утрачены. “Единственное, что удалось найти в Центральном государственном архиве — это информацию о фасадах домов и планировках квартир. Оформление подъезда мы придумали сами, вдохновляясь интерьерами того периода, когда был построен дом. Там мы подсмотрели отделочные материалы и колористические решения”, — рассказывает Марина.
Внешние стены дома оказались в хорошем состоянии, в отличие от остальных конструкций и коммуникаций, износ которых составлял 73%. Архитекторы усилили конструкцию здания, заменив межэтажные перекрытия, установили новые подкровельные конструкции и сделали мансардные окна. Фасад они решили очистить от многочисленных слоев штукатурки до исторического кирпича, но в процессе оказалось, что штукатурка так сильно въелась в кирпич, что ее невозможно снять, поэтому местами появились декоративные вставки из нее. А вот на фальшфронтоне пришлось частично заменить кладку, так как архитекторы принципиально хотели, чтобы он был кирпичным.
Подходящий по эпохе и фактуре кирпич нашли в Санкт-Петербурге. Его же использовали для ремонта сильно поврежденных фрагментов стен. Архитекторы восстанавливали даже небольшие сколы на углах — такой кропотливый подход к работе, ответственный генподрядчик и поддержка со стороны заказчика позволили максимально сохранить историческую кладку. Плитка, которой был отделан цоколь со стороны подъезда, скрывалась под слоями масляной краски и была в плохом состоянии, поэтому ее заменили на новую. А вот фасад с обратной стороны здания архитекторы отделали керамогранитом, нарезанным под плитку, взяв за основу раскладку паркета, который остался в одной из квартир.
Самым сложным в приспособлении исторического дома под современный образ жизни, была интеграция лифта. “На заднем фасаде есть аппендикс и он как маркер времени, — рассказывает Марина Ярмаркина. — Изначально в нем была черная лестница, в советские времена тут оборудовали ванные комнаты, а теперь это пространство занимает лифт”. Но сложность заключалась не в этом: из-за погрешностей в строительстве подъезд в плане имеет форму параллелограмма. На каждом этаже декоративные панели, которыми отделаны двери и шахта лифта, сделаны по индивидуальным чертежам. Блоки кондиционеров расположили с той же части дома, что и лифт, и закрыли их декоративным фасадом.
Информации о том, как выглядела парадная дверь, в архиве не нашлось, поэтому Марина и Лейла использовали в качестве источника вдохновения двери, которые были в квартирах. “Над интерьерами подъезда было работать интересней всего”, — признается Лейла Мифтахова. Оригинальные переплеты всех окон сохранили, сделав их из современных материалов — стеклопакеты обрамлены дубовым профилем, а рисунок из деревянных шпросов.
На лестничных клетках планировали сохранить оставшуюся метлахскую плитку, а ограждение лестницы сделать деревянным, но в процессе ремонта площадки пришлось перезаливать и так появился терраццо. А вместо деревянного ограждения, которое оказалось очень трудоемким и дорогим в изготовлении, сделали латунное. При этом исторические перила удалось сохранить. Стену лифтовой шахты украшают панели МДФ с геометричным узором, составленным из латуни и матовых зеркал.
Территорию вокруг дома благоустроили. Анализ показал, что за сотню лет уровень земли поднялся на 40 сантиметров. “Нам очень хотелось вернуть дому изначальную высоту и правильные пропорции”, — рассказывает Марина. Все наслоения сняли, попутно освободив старые деревья — так прямо у дома появился тенистый садик. А со стороны Садового кольца сконструировали подпорную стенку и превратили ее в скамью. Также архитекторам удалось восстановить часть существовавших приямков. “В нашем инстаграме мы получили массу положительных откликов от местных жителей, — говорит Марина. — Они же рассказали нам, что буквы М и А, которые формируют фронтоны, — это инициалы детей Татьяны Унковской, бывшей владелицы доходного дома”.
+1