Автоматическая коробка передач приобрела огромную популярность в наше время. При этом каждый автомобилист должен был слышать о том, что существует «автомат», а еще есть какой-то загадочный «вариатор». Чем последний отличается от автоматической коробки передач и действительно ли он является чем-то совершенно особенным?
Все есть АКПП. /Фото: drive2.ru.
Не будем тянуть кота за хвост и сразу скажем главное: «вариатор» — это и есть автоматическая коробка передач. Но подлинная суть вопроса на самом деле в другом. А именно в том, что «вариатор» является лишь одной из разновидностей автоматической трансмиссии. На сегодняшний день принято выделить три больших группы узлов: «классический», «вариатор» и «робот». Тем не менее, все перечисленное является АКПП. Кстати, если кто-то полагает, что автоматическая трансмиссия – это что-то новомодное, то он ошибается. Ранние «автоматы» появились еще в первой четверти XX столетия. Однако, начало бурного развитие АКПП для гражданских авто началось только в 1950-е годы в США. Пик популярности автоматической трансмиссии во всем мире и вовсе выпал лишь на начало 2000-х.
1. «Классическая» автоматическая коробка передач
Автоматическая коробка появилась давно. /Фото: avtopribambas.com.
Строго говоря, это автомат-гидротрансформатор. Придумана данная технология была так же давно, как и технология МКПП. Суть работы гидротрансформатора сводится к созданию так называемой «комплексной передачи», благодаря которой появляется возможность увеличивать крутящий момент в зависимости от текущей нагрузки. В основе таких КПП лежит технология планетарных коробок передач.
2. «Вариатор»
У вариатора нет передач. /Фото: somanyhorses.ru.
Строго говоря называть данную КПП, следует как «бесступенчатая трансмиссия». Непосредственно «вариатор» является подвидом БТ. Название таких коробок передач говорит само за себя. В отличие от классического автомата у них вообще нет никаких передач. Крутящий момент при этом передается через промежуточный элемент, например ремень или ролик. Вариатор – это коробка передач для бюджетных и экономичных моделей автомобилей. Однако в отличие от обычного «автомата», такая КПП не способна самостоятельно стоять на месте или двигаться задним ходом. Что вынуждает производителей дополнять всякий вариатор элементами гидротрансформатора, в частности – как минимум одним планетарным рядом.
3. «Робот»
Дешево и сердито. /Фото: pkfst.ru.
Роботизированная коробка передач – это, по сути, нечто среднее между классическим «автоматом» и «механикой». Такая КП может работать самостоятельно и будет автоматически переключать передачи по мере набора скорости. Однако, ее работа не возможна без подключения многочисленной вспомогательной электроники.
В продолжение темы читайте о том, чем ESP может навредить автомобилисту с сильный снегопад.