Северный речной вокзал смело можно назвать первым общественным пространством СССР, однако его проектирование и строительство проходили совсем не “общественно”, а под грифом “секретно”. Здание вокзала возводилось в 1933–1937 годах, параллельно со строительством стратегически важного канала Москва–Волга, над которым работали заключенные Дмитровского исправительно-трудового лагеря, именно поэтому все материалы находились в ведении НКВД и долгие годы не были доступны для исследований.
Здание Северного речного вокзала было призвано продемонстрировать все лучшее, что было в СССР, и стать своеобразным олицетворением советского образа жизни — визитной карточкой города, как того требовала эпоха. Главный архитектор вокзала Алексей Рухлядев ориентировался на дворцовую парадную архитектуру и, безусловно, вдохновлялся лучшими образцами, например венецианским Дворцом дожей — это угадывается в колоннадах Северного речного вокзала, состоящих из ста пятидесяти колонн.
Фасад Северного речного вокзала со стороны набережной. Украшающую шпиль звезду-флюгер спускали для реставрации, мастера вручную перебирали самоцветы и восстанавливали позолоту, чтобы звезда вновь сверкала. Шпиль будет подниматься в дни открытия и опускаться в дни закрытия речной навигации, как это было задумано в изначальном проекте.
На вид огромное вытянутое в плане здание, похожее на величественный корабль, внутри поделено на три смысловых блока: зал ожидания, парадный вестибюль, выходящий в парк и на набережную, и ресторан. Множеством мифов обросла комната “особого назначения”, которую окрестили “кабинетом Сталина”, хотя, судя по доступным материалам, Сталин там никогда не бывал. Эту комнату, скорее всего, использовали для встреч и ожидания своих рейсов важные члены советского правительства и иностранные делегации.
В историческом зале ожидания разместилось поп-ап-пространство Музея транспорта Москвы, в ведении которого теперь находится Северный речной вокзал. Экспозиция будет меняться каждые два месяца.
Восстановленный фонтан “Север”, украшенный фигурами гагар.
В 1960–1970-х годах, когда пассажиропоток упал, здание стало приходить в запустение. К Олимпиаде-80 его решили “обновить” и сделали это небрежно, попросту закрасив оригинальную отделку. В 1990-е оно сдавалось в аренду всевозможным предприятиям, которые относились к памятнику архитектуры без уважения, меняли отделку, заделывали окна и в итоге сильно повредили оригинальные элементы декора. В 2015 году здание вокзала перешло в собственность города, а в 2017-м началась долгожданная реставрация, результат которой мы можем видеть сейчас.
В зале ожидания, отделанном оселковым мрамором светлых тонов, органично смотрится мебель скандинавской фабрики Please Wait to be Seated, скамьи и столики из коллекции Anza. Все светильники в здании вокзала оригинальные — реставраторы очистили их и восстановили утерянные детали.
Входная зона вокзала. Все гербы союзных республик были восстановлены по архивным рисункам.
Над проектом работало больше пятисот человек — архитекторы, реставраторы, художники и дизайнеры. Реставраторы восстановили пышные росписи в интерьерах Северного речного вокзала, двадцать четыре фарфоровых панно на фасадах, оригинальные светильники, в том числе “ландыши” на крыше, а также паркет и полы в разных помещениях, не говоря уже о знаменитом выдвижном шпиле и гигантской звезде. Как и было задумано при постройке, на крыше вокзала снова появилась терраса, с которой открывается вид на Химкинское водохранилище.
Колоннаду Северного речного вокзала украшает 150 колонн.
Декорированием пышных интерьеров занималась команда дизайнеров, которым нужно было выполнить амбициозную задачу в сжатые сроки. По результатам их работы в зале ожидания и по совместительству музейном пространстве появились скамьи и столики Please Wait to be Seated, ресторан “Волга-Волга” украсили предметы еще одной датской марки Gubi, а его веранду — уличная мебель B&B Italia. Во всех залах появилось пышное озеленение – дизайнеры вдохновлялись архивными фотографиями вокзала, который когда-то был украшен такими же пальмами в кадках.
Интерьеры ресторана “Волга-Волга” особенно хороши в закатное время: лучи солнца через верхние окна мягко освещают пространство. С помощью пальм дизайнеры хотели добиться “курортного” ощущения: из Северного речного вокзала люди отправляются в путешествия не только на север, но и на юг.
Практически вся мебель была выполнена на заказ в рекордные сроки. Для ресторана дизайнеры выбрали латунные основания для ножек столов и стульев, вторящие сверкающим позолоченным светильникам. В рисунке восстановленного паркета присутствуют черные ромбы — к ним были подобраны темные столешницы.
Веранда ресторана “Волга-Волга”с уличной мебелью B&B Italia.
Для офиса туроператоров сделали на заказ мебель на итальянской фабрике Morelato. Выбор фабрик был продиктован историческим кредо здания: “все лучшее сразу”. Поэтому в нарядные интерьеры так органично встала эффектная современная мебель ведущих мировых фабрик. Дизайнеры также занимались озеленением пространств и за основу взяли архивные фотографии того времени, на которых подсмотрели, что здесь раньше было много пальм.
Офис туроператоров в здании Северного речного вокзала. Вся мебель в стилистике 1920-х годов выполнена на заказ на итальянской фабрике Morelato.
Приехать на Северный речной вокзал стоит в первую очередь за тем, чтобы увидеть уникальный памятник эпохи сталинского ампира, изучить восстановленные фонтаны “Юг” и “Север” с торцов здания, прогуляться по колоннадам вокзала и по набережной, на которой теперь располагается макет канала Москва–Волга.
Скульптура “Водный путь” на входе в парк Северного речного вокзала, скульптор Ю. А. Кун, 1937 год.
Набережная стала продолжением обновленного парка Северного речного вокзала — в нем проложили новые дорожки, оборудовали прокаты и отреставрировали все оригинальные скульптуры. В историческом зале ожидания теперь расположено поп‑ап‑пространство Музея транспорта Москвы, его экспозиция, по словам директора музея Оксаны Бондаренко, будет меняться каждые два месяца.
+5+4