На первом этапе Великой Отечественной войны Красной армии остро не хватало артиллерийских тягачей и шасси. В том числе для установки реактивных минометов системы «Катюша» и «Андрюша». У большинства соотечественников БМ-13-16 плотно ассоциируется с шасси в виде грузовика. Однако в начале войны ставили РСЗО и на гусеничные тягачи. В целом виде до наших дней таких машин почти не сохранилась. Впрочем, как минимум один образец редчайшей техники все еще стоит в Тульской области.
Делали такие в Сталинграде на тракторном заводе. |Фото: albumwar2.com.
На фотографии можно увидеть редчайшую спайку: реактивный миномет БМ-13-16 установленный на гусеничное шасси в виде тягача СТЗ-5-НАТИ. Делали такие установки только в 1941 году в условиях нехватки артиллерийских грузовиков. Сегодня одна из последних (если вообще не последняя) «Катюш» такого рода стоит на постаменте в городе Новомосковск, что в Тульской области. Памятник установлен по адресу: улица Комсомольская, дом 28. Самое интересное в том, что тягач СТЗ-5 все еще на ходу.
Большая часть таких машин была потеряла в годы войны. |Фото: nazadvgsvg.1bb.ru.
История гвардейского миномета началась в 1941 году и сложилась не очень-то благоприятно. Установка входила в состав 12-го отдельного гвардейского минометного дивизиона реактивной артиллерии. Данное подразделение участвовало с 6 по 16 декабря 1941 года в Тульской наступательной операции. По одним данным, установка затонула в Шатском водохранилище в результате ведения огня прямо со льда. По другим данным, установка просто затонула, упав в воду во время форсирования водоема. Справедливости ради стоит отметить, что с документами бьётся именно вторая версия.
Одна из последних в своем роде. |Фото: myauu.livejournal.com.
На дне водохранилища установка пролежала вплоть до 1988 года, пока ей не занялись советские поисковики. Найдя сведения об утонувшей «Катюше» в архивах, поисковой отряд под патронажем газеты «Комсомольская правда» смог привлечь к реставрационной миссии еще с десяток советских организаций. В поисках миномета участвовали и местные водолазы, и даже сотрудники Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Академии наук СССР. Последние, собственно, и занимались поиском «ветерана» на дне водохранилища при помощи специального оборудования.
Из немецких архивов. |Фото: vallatsuga.livejournal.com.
Определив точное местонахождение БМ-13-16, дело осталось за вопросом техники: советские водолазы подняли установку на поверхность, после чего реставраторы почистили и просушили машину. Затем «Катюша» была доставлена в ремонтную мастерскую, где ее привели в работоспособное состояние, отреставрировали. Впоследствии редкая установка даже приняла участие в параде Победы 9 мая 1989 года и конечном итоге все-таки добралась до улиц города, до которого она не смогла доехать в 1941.
Машина неоднократно участвовала в парадах. |Фото: m.ok.ru.
После парада машину отправили на постамент к местному историко-художественному музею. Там она стояла вплоть до 2015 года, пока местные умельцы не провели вторую реставрацию и вновь не выгнали «Катюшу» на парад Победы, приуроченный к 70-летней годовщине окончания Великой Отечественной войны. После этого полностью исправный миномет так и стоит в качестве памятника, напоминая о событиях дней давно ушедших. Всего в 1941 году на Сталинградском тракторном заводе было сделано почти 10 тысяч экземпляров РСОЗ на гусеничном ходу. Большинство из них было переоборудовано на колесных ход или потеряно еще в годы войны.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, если «Катюши» были настолько эффективные в годы Второй мировой, почему их не переняли немцы.