Извлекать полезные ископаемые помогает самая разная техника. В том числе и карьерные самосвалы, которые перевозят ресурсы, добытые из недр земли. Грузоподъемность подавляющего большинства машин составляет 40-120 тонн, но есть и настоящие гиганты, вмещающие намного больше. В тяжелой весовой категории идет постоянная борьба за увеличение массы груза, и среди этих исполинов есть свои рекордсмены.
1. Bucyrus MT6300AC
Terex Unit Rig MT6300AC. /Фото: 4.bp.blogspot.com
Первоначально модель называлась Terex Unit Rig MT6300AC, но была переименована после того, как производитель Terex продал подразделение горнодобывающего оборудования американской компании Bucyrus International Inc. Высота гигантской машины без малого 8 метров (7.92 м), ширина – 9.70 м, а грузоподъемность – 363 тонны. В движение махину приводит дизельно-электрическая силовая установка мощностью 3750 л.с. или 2800 кВт. При полной загрузке самосвал может развивать максимальную скорость до 64 км/час и отлично зарекомендовал себя как устойчивая и высокопроизводительная техника.
2. Komatsu 980E-4
Komatsu 980E-4. /Фото: mining.com
Модель 980E-4 – самый мощный карьерный самосвал в линейке техники японской компании Komatsu. Грузоподъемность великана составляет 369.4 т, а вместимость кузова с «шапкой» – 250 кубометров. Полная мощность двигателя 2610 кВт или 3549 л.с. и его экономичность доведена до максимума благодаря оптимизации конструкции и встроенным системам контроля. Компоновка рулевого механизма позволяет водителю управлять с минимальным приложением усилий, а радиус поворота – 15.9 м дает возможность уверенно маневрировать во время погрузочно-разгрузочных работ.
Конструкция Komatsu 980E-4 разрабатывалась с учетом максимальной надежности. Например, гидравлическая система содержит меньше составных частей, чем аналогичные механизмы других производителей. Это сделало ее проще и надежнее. Самосвал также получил ряд электронных систем, помогающих оптимизировать перевозки и упростить эксплуатацию. Так, PLM IV снимает и фиксирует данные о полезной загрузке, а Кomtrax Plus помогает отслеживать техническое состояние машины, отлавливая и диагностируя возможные неисправности.
3. БелАЗ: серии 7560 и 7571
БелАЗ-75710. /Фото: assets0.ello.co
Белорусский автомобильный завод, расположенный в Жодино, в представлении не нуждается. Выпускаемые компанией карьерные самосвалы известны далеко за пределами страны: предприятие входит в семерку ведущих мировых производителей карьерной техники. Потребителям предлагается 16 серий моделей: от 30-тонных «малышей» до гигантов, берущих на борт сотни тонн груза. Карьерные самосвалы серии 7560 способны за один раз перевезти 360 тонн груза (линейка включает 4 модели). Это высокотехнологичные автомобили, спроектированные с учетом последних достижений техники. Машины обладают плавным ходом, отличной маневренностью, и могут работать в самых различных климатических условиях: от ледяного севера до жарких тропиков.
В серии 7571 всего один самосвал, но зато какой! Его грузоподъемность – 450 тонн, а габариты просто шокируют. Если встать рядом с колесом этого монстра, не получится дотянуться даже до середины покрышки. Суммарная мощность, развиваемая двумя двигателями – 3430 кВт или 4600 л.с., причем при движении порожняком работает только один, что позволяет сэкономить до 15-20% топлива. В высоту БелАЗ-75710 достигает 8.2 м, в ширину – 10.6 м, и при таких колоссальных габаритах машина довольно маневренна за счет двух поворотных осей и оригинальной кинематики поворота.
Интересный факт от Novate.ru: БелАЗ-75710 дважды отмечен в Книге рекордов Гиннесса. Производитель получил сертификаты компании GuinnessWorldRecords, документально зафиксировавшие два достижения: самый большой двухосный самосвал в мире с самым большим кузовом, установленным на карьерный самосвал. Титул самого большого самосвала в мире БелАЗ-75710 удерживает до сих пор, если не считать вызов, брошенный словенской компанией ETF Mining Equipment. Однако ее модели-«тяжеловесы» пока существуют только в виде эскизов.
БелАЗ-75603
4. Liebherr T284
Liebherr T284. /Фото: liebherr.com
Еще один гигант в мире карьерных самосвалов – это Т284, детище немецкой компании Liebherr. Машина считается самой легкой в классе сверхтяжелых карьерных самосвалов (собственная масса 237 т), но по грузоподъемности она входит в первую семерку тяжеловесов. Т284 принимает на борт 363 т, то есть его полная масса составляет 600 тонн.
Производитель предлагает T284 в трех исполнениях, отличающихся установленным двигателем. Самый мощный выдает до 4023 л.с., но при этом отличается хорошей экономичностью. Система управления дизель-электрической трансмиссии автоматически определяет оптимальный режим работы двигателя и поддерживает низкий расход топлива на холостых оборотах.
5. Caterpillar 798АС
Caterpillar 798АС. /Фото: s7d2.scene7.com
Американский самосвал 798АС за один раз заберет 372 тонны груза и с ветерком доставит к месту назначения (максимальная скорость 64 км/час). Машина быстро передвигается на склоне, а маслоохлаждаемые дисковые тормоза в сочетании с системой динамического торможения обеспечивают эффективное замедление и надежную остановку махины.
Обслуживание самосвала сделано максимально удобным: открытые платформы дают полный доступ к двигателю и тяговому генератору, линии гидравлической и электрической систем сгруппированы, а модульная конструкция позволяет легко заменять отдельные компоненты механизмов.
6. ETF Mining Truck Range
Ходовой образец ETF Mining Truck Range. /Фото: micfil.com
В завершение обзора расскажем о новинке словенского производителя ETF Mining Equipment. Компания представила инновационную линейку карьерных самосвалов, сочетающих в себе характеристики больших карьерных и шарнирно-сочлененных моделей. Машина построена по модульной концепции, что позволяет быстро заменить компоненты. Помимо этого, из нескольких самосвалов можно составить автопоезд, отсоединив съемную кабину. Линейка включает шесть модификаций: от двухосевой машины, рассчитанной на 180 тонн до мегасамосвала с восемью осями и грузоподъемностью сумасшедшие 774 тонны. При этом ширина и высота всех грузовиков одинакова, отличается лишь длина, так что сверхширокой колеи для модели с увеличенной грузоподъемностью не потребуется.
О серийном производстве пока говорить не приходится, самосвалы изготавливаются только по индивидуальному заказу под конкретные условия эксплуатации. Но перспективы у машины хорошие: модульная система удобна, имеется полный привод, все колеса сделаны ведущими и управляемыми.
В своё время и советские концепты сильно опередили своё время. Хотя были монструозными и модернистскими.