Шаровые краны — технические характеристики, обозначения, размеры, производители

Материал корпуса шарового крана

Самое главное, на что следует обратить внимание при приобретении шарового крана для водопровода – это материал корпуса. Для внутридомового водопровода лучшим материалом признана латунь, а не цинково-алюминиевый сплав (ЦАМ), предлагаемый некоторыми недобросовестными производителями

Сплав ЦАМ содержит порядка 96-98% цинка, 2-3% алюминия и до 1% меди и значительно легче латуни (удельный вес ЦАМ – 6,7 г/см3, а у латуни 8,4÷8,7 г/см3). Цинково-алюминиевые изделия широко применяют в автомобильной промышленности (карбюраторы, арматура для масло- и бензопроводов), но использовать их для водопроводов нельзя. Кран из ЦАМ в домовом водопроводе просто рассыплется через год-два на куски (рис. 2). Причина этого довольно проста – цинк на самом деле корродирует в воде самым первым из других металлов в изделии. Для масла и углеводородных жидкостей ЦАМ имеет достаточную коррозионную стойкость, а в воде – нет, цинк защищает другие металлы от коррозии, соединяясь с водой первым.

Рис. 2. Кран из цинково-алюминиевого сплава (ЦАМ) через 2 года эксплуатации

Отличить, сделан ли кран из латуни или из ЦАМ можно по весу: кран из ЦАМ заметно легче. Но сравнивать по весу конструктивно подобные краны надо без ручек – недобросовестные производители часто «компенсируют» недостаток веса применением более массивного рычага (ручки) из крашеного черного металла.

Латунь имеет характерную желтизну. Если шкуркой или надфилем слегка снять гальванопокрытие на корпусе крана, то можно увидеть, латунь ли это. Цвет ЦАМ – серебристый, не меняющийся при окислении. Безопаснее всего приобретать кран, у которого естественный цвет латуни виден на каком-либо участке без гальванопокрытия, (рис. 3).

Качественные латунные шаровые краны обычно изготавливают методом горячего объемного прессования из свинцовосодержащей латуни марки CW617N по EN 12165, похожей по составу на латунь марки ЛС59-2 по ГОСТ 15527. Это способ предпочтительнее центробежного литья под давлением, так как горячепрессованные детали намного прочнее литых. Латунные детали кранов из прутка (шаровой затвор, шток, сальниковая гайка), как правило, делаются из латуни марки CW614N (ЛС 58-3), см. таблицу 1. Краны с корпусами из нержавеющей стали применяются в пищевой промышленности и излишне дороги для водопроводной арматуры.

Таблица 1. Состав латуни для водопроводных шаровых кранов

Виды шаровых кранов и особенности конструкции

Шаровые краны подразделяются на две основных разновидности: редуцированные и полнопроходные. Первый тип отличается меньшим диаметром проходного отверстия.

По технологии присоединения краны подразделяются на 4 основных подкатегории:

  • Крепятся при помощи сварки;
  • Комбинированные;
  • Фланцевые;
  • Муфтовые.

В отлитом корпусе устанавливается шар с проделанным сквозным отверстием. Этот элемент устанавливается между несколькими уплотнителями. Металлический шар фиксируется на штоке, который выводится из корпуса изделия наружу. Такой шток может проворачиваться при оказании небольшого давления на ручку, которая на нем закреплена.

Нужно понимать, что обычный шаровой кран является запорным элементом, при помощи которого невозможно регулировать интенсивность потока рабочей среды.

В соответствии с утвержденным ГОСТом Р52760 все виды запорной арматуры должны быть соответствующим образом промаркированы.

Маркировка должна содержать такие параметры:

  • Материал;
  • Давление;
  • Условный проход;
  • Допустимый температурный режим эксплуатации;
  • Допустимый показатель давления рабочей среды;
  • Указатель в виде стрелки, определяющий направление движения рабочей среды;
  • Дата фактического производства устройства.

Если в маркировке отсутствует хотя бы один из вышеуказанных показателей, значит может быть контрафактным.

Такие краны отличаются универсальностью и могут устанавливаться на любого рода трубных конструкциях больших и малых диаметров, обслуживающих разнообразную рабочую среду. Устройства состоят из сравнительно небольшого количества составляющих элементов. Это способствует возрастанию продолжительности эксплуатационного периода приспособления. Данный вид запорной арматуры может быть установлен на трубопроводах с весьма агрессивной рабочей средой.

Подобные конструкции были изобретены около 100 лет назад. Первые изготовленные образцы запорной арматуры не отличались высокой надежностью. Для их изготовления зачастую используется высокопрочная сталь.

Классификация водопроводных вентилей

Этот элемент запорной арматуры классифицируется по разным признакам.

  1. По типу и конструкции запирающего устройства.
  2. По материалу изготовления.
  3. По способу соединения с трубой.

Здесь три позиции:

  1. Вентиль клапанный.
  2. Пробковый, он же конусной.
  3. Шаровой.

Клапанный вентиль

Клапанный вентиль, нередко его называют вентильным краном, — это корпус прибора, разделенный горизонтальной или наклонной перегородкой. В последней сделано отверстие с проточкой под клапан. Этот участок называется седлом.

Клапан – это часть штока, которая располагается в нижней части. В него вставлена эластичная прокладка, которая и упирается в седло, тем самым, перекрывая подачу воды.

Сам шток в верхней части имеет резьбу, которая входит в резьбу посадочной гайки. Именно посредством резьбового соединения при вращении штока производится подъем или опускание клапана.

Преимущества Недостатки
Вентильные краны выдерживают большое давление. Прокладка быстро стирается, потому что в нижней части контактирует с металлом.
С их помощью можно регулировать объем и напор воды. Небольшой срок эксплуатации по сравнению с другими видами.
Управление простое. Приходится долго вращать шток, чтобы перекрыть или открыть воду.
Возможность проведения ремонта.

Рекомендуем ознакомиться: Разновидности и технические особенности дымовых труб для котельной

Конусный

Водопроводный вентиль конусного типа является подвидом клапанного прибора, потому что сама конструкция вентиля от первого отличается лишь клапаном. Он собой представляет пробку в виде конуса, которая при вращении штока опускается в отверстие перегородки, закрывая собой.

Все плюсы и минусы вентиля клапанного типа можно отнести и к конусным моделям.

Шаровой

Свое название прибор получил за счет формы запирающего устройства. Это шар, в котором сделана сквозная прорезь (канал). Если последняя при повороте штока оказывается перпендикулярно трубопроводу – поток воды перекрывается. И, наоборот, когда канал расположен вдоль трубы, вентиль считается открытым.

Преимущества Недостатки
Простота механизма открытия и закрытия создает условия эксплуатировать вентиль очень долго. Не подлежит ремонту.
Полная герметичность конструкции. По инструкции шаровой вентиль должен использоваться только в качестве запирающего устройства. Регулировать им воду можно, но в таком случае производители не гарантируют долгосрочную эксплуатацию.
Для закрытия или открытия подачи воды надо ручку повернуть всего на 90°.

Устройство и принцип работы

Корпус запорного приспособления представляет собой отрезок трубы, расширенный в средней части. В расширении установлено седло из уплотнительного материала, внутри которого находится главный элемент – шар, он же затвор или пробка.

Шар может свободно вращаться внутри седла. В запорной арматуре у него только одно сквозное отверстие.

В регулирующих устройствах и кранах, перенаправляющих поток, могут быть 2 или 3 отверстия. Если кран служит для регулирования напора горячей или холодной воды, то отверстий два, если устройство является смесителем, то отверстий три.

Популярные статьи  Виды тэнов для водонагревателей: сухой, медный, нержавейка и другие примеры

Шаровой кран приводят в действие поворотом рычага, к которому через шток присоединен шаровой затвор с отверстием. Разворачивая отверстие относительно оси трубопровода, мы открываем/закрываем проход среде или пропускаем ее частично

Принцип работы очень прост: когда ось отверстия в шаре оказывается совмещённой с осью корпуса крана, из него начнёт поступать вода.

Т.е. когда пробка развернута так, что ее отверстие совпадает с направлением трубопровода, как бы продолжая его. В этой позиции поток жидкости, пара, газа проходит по трубопроводу, в том числе через кран, свободно.

При повороте шарового затвора на 90º проход для воды, пара, газа перекрывается той стороной, на которой нет отверстий. В этой позиции течение среды полностью останавливается, потому что она упирается в сплошную стенку затвора.

Однако этим простым приспособлением можно и регулировать параметры потока. При повороте на 45º, к примеру, течение будет перекрыто лишь наполовину.

Для управления шаром используется шток, соединённый с рычагом. По обеим сторонам штока располагаются уплотнительные кольца. Отверстие в корпусе, через которое проходит шток, так же оснащено шайбой и уплотнительным кольцом.

Шаровой однорычажной смеситель оснащен затвором с двумя отверстиями для пропуска холодной и горячей воды и еще одним отверстием для выхода смешанной струи

Краны шарового типа изготавливаются из латуни или различных марок стали. Латунные устройства считаются более надёжными, срок их службы превышает 10 лет. Изделия из стали очень редко применяются в быту, в основном используются для промышленных трубопроводных систем.

Совсем недавно производители стали выпускать краны, корпус которых выполнен из высокопрочного пластика. В отличие от латунных, такие устройства не подвержены коррозии, стоят значительно дешевле.

Единственный недостаток пластиковых изделий заключается в том, что их нельзя использовать для горячей воды.

Все уплотнительные кольца выполнены из резины высокой плотности, это самые “слабые” места крана, которые становятся причиной протечек, но легко заменяются при помощи обычного ремкомплекта

Эти краны получили наибольшее распространение в быту. Особенностью их конструкции является то, что шар не связан жёстко со штоком и может двигаться под действием воды, прижимаясь к уплотнительному кольцу, таким образом герметизируя кран.

Плавающий шар используется в механизмах, номинальный размер которых не превышает 20 см. Такие устройства устанавливаются в системах внутреннего водо- и теплоснабжения. Практически во всех бытовых смесителях отечественного и импортного производства также установлен плавающий шаровой механизм.

Исполнение корпуса кранов с плавающим шаром может быть как сварным, так и разборным. Уплотнительные элементы могут быть различной жёсткости. Небольшие бытовые устройства обычно являются разборными и имеют мягкие уплотнители.

Краны с плавающим затвором устанавливаются на магистралях диаметром до 200 мм с постоянным движением рабочей среды. Шар под напором среды прижимается к уплотняющим кольцам, герметизируя арматуру

Есть краны, в которых запорный элемент зафиксирован на оси штока, а уплотнения прижимаются к шару при помощи стяжных болтов или пружин. Для облегчения закрывания/открывания цапфа оснащена подшипниками.

Данная конструкция является самой надёжной, но ввиду высокой стоимости используется в быту крайне редко и обычно на самых ответственных участках системы водоснабжения.

Элементы конструкции шарового водопроводного крана

Несмотря на высокую степень надежности и отличные эксплуатационные качества, устройство арматура этого типа имеет достаточно простое. Основными элементами конструкции водопроводного шарового крана являются:

  • запорный сферический механизм с перфорацией;
  • параллельные седла, фиксирующие запорный механизм при эксплуатации крана;
  • рукоятка;
  • шток, соединяющий ручку с запорным механизмом;
  • гайка регулировки штока;
  • цельносварной или сборный корпус.

Отверстия в запорных механизмах таких устройств могут иметь разный диаметр. Существует, к примеру, стандартнопроходная арматура этого типа. Затвор таких кранов в перфорации имеет диаметр 70-80% сечения труб магистрали. Но в водопроводных сетях чаще всего используется все же полнопроходная арматура этого типа. Диаметр отверстия перекрывающего механизма таких устройств равен сечению магистралей.

Уплотнительные седла-втулки в конструкции водопроводных кранов этой разновидности для обеспечения надежной фиксации шара изготавливаются из разного рода эластичных прочных полимерных материалов. Чаще всего это синтетический каучук, фторопласт или тефлон.

Ручками водопроводные краны шаровые могут дополняться рычажными или же вида «бабочка». Первая разновидность рукояток считается более удобной в использовании. Устройства с «бабочками» врезаются обычно только в таких местах разводки, где из-за недостатка места невозможен поворот рычажной рукоятки.

Стыкуются шаровые краны с трубопроводом через предусмотренные по обеим сторонам корпуса патрубки. Эти конструктивные элементы в свою очередь бывают:

  • муфтовыми;
  • сварными;
  • фланцевыми.

При монтаже бытовых водопроводов обычно используется муфтовая арматура этого типа. Резьба на патрубках таких кранов может нарезаться как изнутри, так и снаружи.

Функциональное назначение и сфера применения

Шаровые краны могут использоваться в качестве запорной и регулирующей арматуры. Они предназначены для изменения расхода рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу, либо полного отсечения ее подачи на определенном участке магистрали.

К преимуществам данного вида арматуры, в сравнении с аналогами, относится:

  • простота и ремонтопригодность конструкции;
  • надежность и герметичность перекрытия рабочей среды;
  • минимальные габариты;
  • отсутствие застойных зон во внутренней части корпуса;
  • простое и удобное управление, не требующее применения значительных физических усилий;
  • минимальные затраты времени на поворот затвора;
  • возможность применения в трубопроводах, транспортирующих загрязненные механическими примесями жидкости.


Шаровой кран в разрезе

Шаровые краны широко применяются в системах водоснабжения, отопления, на транспортных нефтегазовых магистралях и подающих пар трубопроводах. Металлические конструкции могут выдерживать температуру рабочей среды до 500С, что позволяет использовать их в разнообразных сферах промышленности. Пластиковые регулирующие краны, применяемые в быту, имеют температурный максимум в +95 градусов.

Компоновка и принцип работы

Шаровые краны простейшего конструктивного исполнения состоят из следующих конструктивных элементов:


Схема компоновки шарового крана

  1. Корпус цельносварного либо сборного типа, из которого выходят соединительные патрубки (сварные, муфтовые либо фланцевые) для стыковки арматуры с трубопроводом.
  2. Два параллельно расположенных седла, фиксирующие запорный элемент внутри корпуса, представленные уплотнительными кольцами из полимерных материалов – фторопласта, тефлона либо синтетического каучука.
  3. Запорный механизм – шар со сквозной перфорацией, образующей пропускное отверстие.
  4. Ручной привод в виде рычага.
  5. Шпиндель, соединяющий рукоятку с запорным элементом.

Кран запорный может иметь множество вариантов исполнения, однако принцип его работы всегда будет идентичным. В открытом положении арматуры пропускное отверстие шарового затвора расположено параллельно движению рабочей среды. При вращении привода шпиндель передает крутящий момент на затвор и шар перемещается вокруг своей оси, перекрывая поток стенками без перфорации. Регулировка расхода рабочей среды выполняется посредством частичного открытия пропускного отверстия.

В отдельную группу можно отнести кран шаровой трёхходовой, на его корпусе предусмотрено 3 патрубка – одно входное и два выходных. Такая конструкция используется при необходимости перенаправления потока рабочей среды: в открытом положении затвора она может поступать в оба выходных патрубка, либо же направляться на заданный выход, что позволяет быстро отсечь либо подключить один из трубопроводов системы.

Популярные статьи  Обзор пылесоса самсунг sc6570: щетка pet brush не оставит шерсти ни одного шанса

Маркировка и типоразмеры

Шаровые краны имеют унифицированную маркировку, обозначенную положениями ГОСТ №21345. Используется номенклатурное обозначения типа КШ.М.Э.ДУ15.РУ16.00, в котором:

  • кш – кран шаровой;
  • м – муфтовое исполнение соединительных патрубков (ф – фланцевая арматура, ш – штуцерная, п – приварочная);
  • э – тип привода, в данном случае электропривод (п – пневматический, г – гидравлический, в конструкциях с ручным приводом данное обозначение пропускается);
  • ду15 – присоединительный диаметр, мм;
  • ру16 – максимальное рабочее давление, Бар;
  • 00 -класс исполнения по стойкости к воздействиям рабочей и окружающей среды (00 – стандартное, 01 – коррозиестойкое, 11 – пищевое, 02 – хладостойкое, 03 – специальное).

Конструкции с рабочим давлением РУ16 и выше пригодны для эксплуатации в системах центрального отопления и транспортирующих пар трубопроводах.

Присоединительный диаметр арматуры отечественного производства указывается в миллиметрах, тогда как размеры импортных кранов, изготовленных по зарубежным стандартам ISO – в дюймах. Приводим таблицу соответствия наиболее распространенных размеров:

  • 1/2″ = ду15 мм;
  • 3/4″ = ду20 мм;
  • 1″ = ду25 мм;
  • 1 1/4″ = ду32 мм;
  • 1 1/2″ = ду40 мм;
  • 2″ = ду50 мм;
  • 2 1/2″ = ду65 мм;
  • 3″ = ду75 мм;
  • 4″ = ду100 мм;
  • 6″ = ду150 мм;
  • 8″ = ду200 мм.

Наиболее распространенные размеры шаровой арматуры в сфере бытового использования – от ду20 до ду50, в промышленности широко распространены конструкции всех типоразмеров, вплоть 2000 мм.


Крупногабаритный шаровой кран ду200

Все регулирующие шаровые краны, в зависимости от степени герметичности, разделаются на следующие классы (согласно ГОСТ №9544):

  • класс “А” – полная герметичность, нулевые протечки;
  • класс “В” – протечки не более 0.0006*ДУ (мм) см3/мин;
  • класс “С” – не более 0.0018*ДУ (мм) см3/мин;
  • класс “D” – не более 0.006*ДУ (мм) см3/мин.

Назначение

Водопроводный кран – это небольшой по своим габаритам запорный механизм, выполняющий чрезвычайно важные функции. Стандартный образец осуществляет довольно тривиальную, но в то же время совершенно необходимую для функционирования трубопровода задачу – контролирует движение носителя внутри труб.

Случаются ситуации, когда трубопровод надо частично или полностью перекрыть, отрезать одну или несколько веток от водоснабжения. Причин тому бывает множество, начиная от банальной поломки сантехнических приборов, и заканчивая крупными разрушениями в системе.

В любом случае поломка грозит затоплением дома или квартиры, поэтому лучше сразу же перекрыть подачу воды, дабы обезопасить себя.

Перекрыть воду можно и на входе в магистраль, но тогда вы полностью отрезаете себя от водопровода на время ремонта (который, будет реалистами, может затянуться).

Вот почему любой мало-мальски приличный по протяжности трубопровод разделяют на логически понятные секторы или ветки, изолируя каждый сегмент с помощью этих самых кранов. Такой подход лучше и безопаснее стандартной сборки, хоть и немного дороже.

Один единый поворот ручки крана полностью перекрывает подачу воды на конкретном участке. При желании, водопроводный кран можно установить не только на отдельных ветках, но и вообще на входах в любой сантехнический узел.


Трубопроводный кран с соединением американка

В таком случае поломка, к примеру, в водоразборном механизме или на входе в водонагреватель устраняется легко и просто. Достаточно повернуть кран и устройство готово к дальнейшему ремонту.

Отметим, что используют различные виды водопроводных кранов не только для изолирования веток систем водоснабжения. Есть и другие назначения. Например, модернизация системы отопления, когда краны ставят на входах в радиаторы или в систему теплых полов, дабы иметь возможность в будущем быстро снять или заменить прибор.

Не менее популярный вариант – тройник или распределитель, выполняющий роль стрелочной задвижки, то есть перенаправляющий поток воды с ветки на ветку.

Не стоит забывать и про водоразборный кран. Лучше всего представить себе как действует водоразборный механизм, взглянув на вашу раковину в ванной. В любой ванной стоит водоразборный кран или смеситель, и только благодаря ему вы можете с удобством пользоваться благами цивилизации.

Общий принцип действия и конструкция

Существуют разные виды кранов для водопровода, однако у всех них есть общие элементы конструкции. В любом случае кран состоит из:

  • тела или общего корпуса;
  • запорного элемента;
  • ручки;
  • уплотнителей.

Не имеет значения, рассматриваем мы вентили, тройник с краном, водоразборный кран или любые другие его разновидности. В любом случае они не обойдутся без четырех вышеописанных элементов, хоть скорее всего, эти элементы между собой будут отличаться.

Корпус крана зависит от того, какой конкретной задачей он занимается. Обычный муфтовый образец, по сути, встроен в корпус самой муфты. Угловой кран имеет угловой корпус, потому как его задача – формировать угловые соединения, например, на входах в радиаторы отопления.


Составляющие крана с запорным элементом в виде задвижки

Тройник имеет иной корпус. Тройник состоит из разветвленной муфты, что очевидно. Водоразборные решения могут быть встроенными или специальными. У них различия в корпусе намного значительнее.

Ручка у крана обычная и необходима для управления. Если рассматривается шаровый кран, то в нем ручка может находиться всего в двух положениях: закрытом, открытом. В кранах типа задвижки вместо ручки монтируют вентиль, а управление механизмом осуществляется за счет ее спирального вращения.

Что же до уплотнителей – то без них не обходится ни один рабочий механизм в сантехнике. В качестве уплотнителей пользуются резиновыми прокладками. В кранах уплотняют переходы между запорным элементом и корпусом.

Критерии выбора задвижек

Для правильного выбора водяной задвижки необходимо выполнить тщательный анализ исходных требований к её техническим характеристикам, а также сравнить цены на изделия у разных производителей.

Выполняют такой анализ в следующей последовательности:

  • определение назначения и условий работы арматуры (свойства рабочей среды, значение максимального рабочего давления и диапазон температур);
  • определение номинального размера условного прохода (ДУ);
  • выбор метода управления устройством;
  • выбор материала корпусных деталей;
  • уточнение функции(запирание или регулирование);
  • выбор конструктивной модификации изделия;
  • окончательное определение геометрических параметров устройства (строительной длины и высоты, размеров присоединительных концов, способа присоединения к импульсной линии, количество крепёжных элементов и т. д.);
  • выбор соответствующей модели по номенклатуре выпускаемых задвижек.

Арматура из чугуна для систем отопления и водоснабжения в последнее время применяются реже, в основном здесь используют стальные устройства. Чугунную запорную арматуру чаще устанавливают в канализации, в системах подачи сжатого воздуха, пара и сыпучих материалов.

Популярные статьи  Чем лучше загерметизировать канализационную трубу. герметик для канализационных труб: виды, обзор производителей, какие лучше и почему. инструменты и материалы для работы с герметиком

Запорные элементы. Принципы и устройство

Водопроводные краны выпускаются с разной конфигурацией запорного элемента: шаровая, клапанная, пробковая и клиновая конструкция.

Шаровый вентиль

Шаровой называется арматура, запорный орган которой имеет сферическую поверхность.

Её конструкция состоит из следующих элементов:

  1. корпуса. Он может быть выполнен в цельносварном или разборном варианте. Вентили с цельным корпусом меньше весят, дешевле, но не подлежат ремонту. Разборные изделия имеют более сложную конструкцию, дороже стоят, но могут ремонтироваться;
  2. запора в форме металлического шара. Имеет проходное отверстие сечением, меньшим или равным номинальному диаметру вентиля, может быть плавающим или фиксированным;
  3. подвижного шпинделя, осуществляющего поворот запирающей детали;
  4. ручки съёмного типа;
  5. торцевых фторопластовых колец, обеспечивающих герметичность соединения корпуса и полированного шара.

Шаровый затвор имеет сквозное отверстие, ось которого параллельна направлению транспортируемой жидкости. Шток жёстко закреплён, и вместе с шаром образует вращающуюся ось, которая при закрытии клапана находится в перпендикулярном положении относительно направления движения водного потока. При повороте штока на 90º оси отверстия шара и потока воды совпадают и происходит подача воды.

Клапанный

В состав запорного узла клапанного вентиля входит резьбовой шток и поршень(клапан). Сечение поршня соответствует диаметру пропускного отверстия в корпусе изделия. При изменении положения клапана происходит его ввинчивание в посадочную гайку, и как следствие перекрытие потока движущейся среды.

Клиновой

Клиновым называется вентиль для воды, подвижная деталь затвора которого имеет форму сужающейся к концу пластины(клина).

При повороте ручки в положение «закрыто», клин плотно прижимается к седлу в горизонтальных плоскостях параллельных направлению потока, который в этот момент вынужден дважды изгибаться под прямым углом.

Пробковый

У пробкового вентиля перекрытие потока осуществляется пробкой в форме конуса, прикреплённой к штоку. Под воздействием рукоятки опускается шток и пробка входит в проходное отверстие, плотно его перекрывая.

Червячный

Прокладка из эластомера плотно прижимается к седлу под воздействием механизма червячного типа, который приводится в действие с помощью ручки — маховика.

Керамический

Внутри корпуса такого вентиля расположены две пластины с отверстиями продолговатой формы. Одна из них зафиксирована неподвижно в полости корпуса, другая прикреплена к шпинделю. При повороте ручки происходит смещение подвижной пластины до тех пор, пока их отверстия не совпадут и откроется проход для движения потока воды.

Вентили с электрическим приводом

Запорная арматура, оснащённая электроприводом, устанавливается в основном на магистральных трубопроводах большого диаметра.

Они управляются в автоматическом режиме дистанционно, могут также настраиваться на ручное управление с помощью штурвала. Электропривод состоит из двух основных узлов — двигателя и редуктора, для удалённого контроля оснащается указателями и датчиками положения запорного органа, для предупреждения перегрузок — специальными ограничителями. Для крепления к вентилю применяется фланцевый или муфтовый тип соединения.

Устройство и принцип действия

Устройство крана-вентиля, а также принцип его работы зависят от вида.

Устройство и принцип работы шарового вентиля

Как устроен вентиль шарового типа? Основными элементами устройства являются:

  1. корпус вентиля (1). Корпус может быть изготовлен из таких материалов, как латунь, бронза, нержавеющая или конструктивная сталь, силумин. Корпус может быть цельным, то есть изготовленным методом сварки, или разборным. Разборный корпус имеет некоторое преимущество – при необходимости вентиль можно отремонтировать. Если установлен шаровой вентиль с цельным корпусом, то при наличии неисправностей устройство подлежит замене;

Основные элементы шарового вентиля

  1. запорный элемент – шар (2). В большинстве случаев шар изготавливается из латуни, так как этот материал считается более прочным и долговечным. Шар имеет проходное отверстие для жидкости (газа);
  2. между запорным элементом и корпусом установлены уплотнительные кольца (3), обеспечивающие герметичность устройства. Прокладки могут быть изготовлены из тефлона, фторопласта или резины. Наиболее прочными считаются тефлоновые уплотнители, которые практически не подвержены воздействию температуры и химической среды;
  3. к трубопроводу вентиль может присоединяться при помощи гаек (муфт), фланцев или сварки (4).

В бытовых трубопроводах чаще всего используется муфтовое соединение, а в промышленных – фланцевое. Приварные вентили в настоящее время используются крайне редко, так как требуют специального оборудования и определенных навыков при установке.

Вентиль с фланцевым соединением

  1. запорный шар приводится в движение штоком (5), который соединен с управляющей ручкой (6). Между штоком и ручкой также устанавливаются уплотнительные элементы;
  2. ручка крепится к корпусу при помощи гайки (7).

Принцип действия вентиля шарового типа следующий. При повороте ручки, закрепленной на корпусе, вращается запорный элемент устройства – шар. Если проходное отверстие шара повернуть по направлению потока проходящего вещества, то вентиль будет открыт. Если проходное отверстие повернуть перпендикулярно потоку, то вентиль будет находиться в закрытом положении.

Принцип действия шарового вентиля

Устройство шарового крана, а также моменты, на которые необходимо обратить внимание при покупке изделия, подробно рассмотрены на видео. https://www.youtube.com/embed/mMhsfT41gU8. https://www.youtube.com/embed/mMhsfT41gU8

Устройство и принцип работы клапанного вентиля

Теперь разберемся, как устроен вентиль, оборудованный клапаном. Устройство состоит из следующих элементов:

  1. корпус вентиля (2), изготавливаемый из различных материалов, оборудован крышкой (3). Для герметичности между корпусом и крышкой установлена прокладка (12). Как правило, прокладка изготавливается из прочной резины, но может быть выполнена и из других материалов;

Основные рабочие элементы вентиля с клапанным запорным элементом

  1. в корпусе оборудовано седло (1) для клапана (6), который является запорным механизмом устройства. Для полного перекрытия потока и герметизации седло дополняется уплотнительной прокладкой (16);
  2. на нижней части клапана также располагается уплотнитель (15);
  3. к запорному клапану при помощи гайки (14) крепится втулка (7) и шпиндель (11);
  4. на корпусе шпинделя располагается резьба (4), которая служит для управления запорным конусом;
  5. шпиндель совмещен с маховиком (8), приводящим в движение клапан. Маховик закрепляется на корпусе устройства при помощи гайки (13);
  6. для герметичного соединения маховика и корпуса вентиля устанавливается сальник (10), фиксирующийся отдельной гайкой (5), дополненной уплотнительным кольцом (9).

Устройство задвижки обуславливает и принцип ее действия. При вращении маховика поступательными движениями вверх или вниз перемещается шпиндель, который опускает или поднимает клапан.

Принцип работы клапанного вентиля

Клапанный вентиль может быть проходным (на рисунках выше) и угловым. Угловой вентиль рекомендуется устанавливать на сгибе трубопровода. Устройство и принцип действия углового вентиля практически не отличаются от проходного устройства. Основное отличие заключается в форме корпуса и расположении седла.

Устройство углового вентиля клапанного типа

Шаровой и клапанный вентили имеют различное устройство и отличаются принципом работы. Однако оба вида изделий можно устанавливать на бытовые трубопроводы различного назначения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: