У Маревы Грабовски-Мицотакис наметан глаз на дизайн, как-никак она основательница Zeus + Dione — бренда одежды и аксессуаров греческого производства. Поэтому, когда в июле 2019 года ее муж Кириакос Мицотакис стал премьер-министром Греции, она не могла не заметить, что место, где он работает, управляет страной и (до пандемии) принимает иностранных чиновников, далеко до образца греческой эстетики и мастерства.
“Гостиная”, где принимают высокопоставленных лиц, наполнена греческим искусством и мебелью. Слева от дверей стоит диван из патинированной стали Филолаоса Тлупаса, рядом — работы Пантелиса Чандриса Sleepless Cattleya 1 и Sleepless Cattleya 4, а также Episodes in Matter Рены Папаспиру. Справа от двери — скульптура ионической колонны из личной коллекции первой леди, а картина над пианино — “Пейзаж Скироса” художника XX века Гиоргоса Сикелиотиса. Рядом с диваном стоит столик из выдувного стекла от Янниса Гикаса.
Особняк Maximos был построен в центре Афин, недалеко от площади Синтагма, в 1921 году, а с 1982-го там находится офис каждого премьер-министра Греции. Описывая это здание, Грабовски-Мицотакис говорит: “Последний раз его перекрашивали накануне 2004 года, как раз перед Олимпийскими играми в Афинах”.
“Арахис всегда в офисе”, — говорит первая леди Греции Марева Грабовски-Мицотакис (речь идет о бездомной собаке, которую они с премьер-министром приютили). Арахис уютно устроился на ковре ручной работы Ten Carpets by Soutzoglou, мраморный стол от on·entropy. Полотно на стене — безымянная работа Апостола Георгиу.
Прошло почти два десятилетия, время не щадило ни особняк, ни саму Грецию: экономический крах, жесткая экономия, пандемия. И все же, несмотря на все трудности, в 2021 году Греции есть что отпраздновать — двухсотлетие революции, которая положила начало освобождению страны от 400-летнего гнета Османской империи.
В феврале 2021 года стало ясно, что ситуация с COVID-19 находится под контролем, и 25 марта Греция сможет принять иностранные делегации во главе с принцем Чарльзом и другими политиками. Поводов для встречи было сразу два: День независимости Греции и открытие Национальной галереи. И конечно, по этому случаю, особняк Maximos предстояло подготовить к приему гостей и представить в лучшем свете.
“Гостиная”, где принимают высокопоставленных лиц, наполнена греческим искусством и мебелью. Ковер из Ten Carpets от Soutzoglou, мраморный стол от on·entropy и стулья из кожи и ореха от Saridis. В левом углу комнаты “Городской пейзаж III”, предоставлен Национальным музеем современного искусства. Слева над кованым диваном художника Маро Михалакакоса висят работы Биа Даву. В противоположном углу находятся безымянный холст Апостола Георгиу и фотография Афин Паноса Коккиниаса.
“Я была уверена, что особняк должен быть презентабельным и красноречивым: отражать то, кем мы являемся, — признается Грабовски-Мицотакис. — Отражать греческий народ”. Премьер-министру понравилась идея, но он сразу заявил, что греческому народу не придется “расплачиваться” за ремонт. “Вы можете делать все, что хотите, но это не должно стоить греческому государству ни копейки”, — вспоминает первая леди слова мужа.
Одна стена гостиной отведена под полотна из серии Hope the Voyage Is a Long One художницы Александры Кехайоглу, работа названа в честь поэмы Кавафи “Итака”.
Грабовски-Мицотакис приняла вызов и собрала команду из десяти энтузиастов, вместе они разработали планы по восстановлению трех основных помещений особняка: зала заседаний с большим столом для конференций, приемной, которую первая леди называет “гостиной”, и кабинета премьер-министра. В рабочую группу вошли кураторы и коллекционеры, многие из которых предпочли не выдавать своего имени, зато доподлинно известно, что среди них оказалась Элина Кунтури, управляющий директор Neon Foundation (греческой некоммерческой организации, занимающейся популяризацией современного искусства), и кипрский предметный дизайнер Майкл Анастасиадис. Они составили список греческих художников, ремесленников, коллекционеров и учреждений, которые могли бы предоставить произведения искусства или артефакты во временное пользование сроком на два года.
Другой вид на гостиную с работами Пантелиса Чандриса, Рены Папаспиру и Филолаоса Тлупаса.
Фортепиано со скамейкой Саридиса находится под “Минотавром”, железной скульптурой художника Алекса Милоны.
“Задумка состоит в том, чтобы каждые два года менять экспонаты, — объясняет Грабовски-Мицотакис. — Чтобы мы могли продемонстрировать талант и мастерство наших художников”. Причем познакомить с талантами первая леди собирается как приезжих высокопоставленных лиц, так и граждан Греции: в дальнейшем премьер-министр планирует открывать свой офис-особняк для посетителей раз в месяц. “Мы не музей, у нас очень ограниченное пространство, — признается Грабовски-Мицотакис. — Но все равно мы хотим внести вклад в освещение греческой культуры”.
Произведение Влассиса Каниариса “Пространство в космосе” висит на стене в гостиной над столом со скульптурой “Космос” Лианы Вассалу.
В конце конференц-зала висит картина Full Moon TH знаменитого художника середины века Янниса Моралиса. На консоли стоит глиняная скульптура “Сожженные деревья” Элени Вернардаки, а на противоположной стене висят две фотографии Nelly (она же Элли Сераидари), одной из первых известных женщин-фотографов Греции.
Целью команды было представить весь спектр материалов, техник и средств, отражающих традиции различных регионов Греции. Так, в “гостиной” рядом с диваном стоит стол Soda из выдувного стекла — работа Янниса Гикаса, а напротив — мраморный журнальный столик сестер Зои и Ники Москофоглу из on·entropy. Геометрическая консоль Aria от Рены Дюма — ее одолжили у наследников покойного архитектора — стоит у стены в комнате для переговоров, а искусно вырезанный стул с острова Скирос, созданный столяром Лефтерисом Авгоклурисом, занимает свое место в “гостиной”.
В другом конце конференц-зала фотография Никоса Кессанлиса “Художник Гите” стоит перед фотографиями деревянного корабля, построенного Вулой Папайоанну, еще одной выдающейся греческой женщиной-фотографом. По другую сторону двери над дубовой консолью Aria Рены Дюма висит картина греческого импрессиониста Константиноса Воланакиса с изображением рыбацких лодок у берегов Триеста. Светильники созданы дизайнером Майклом Анастасиадисом, который лично руководил их установкой.
“Он мне сказал, что на изготовление одного такого стула уходит три дня, — рассказывает Грабовски-Мицотакис о Лефтерисе Авгоклурисе. — Зато в деталях можно увидеть любовь и страсть, которые мастер вложил в свою работу. В таких изделиях важно не только потраченное время, но и достоинство и мастерство, с которыми оно было выполнено”.
В кабинете премьер-министра на стене, обшитой панелями, расположено трио картин Никоса Навридиса “Завтра будет чудесный день 28, 25 и 16”. Светильники созданы дизайнером Майклом Анастасиадисом, который лично руководил их установкой.
Помимо того что Грабовски-Мицотакис продвигает искусство и культуру, ее не менее заботят вопросы о правах женщин, поэтому первая леди постаралась включить в экспозицию работы женщин-ремесленников, имеющих греческое гражданство или происхождение. Например, глиняная скульптура “Опаленные деревья” керамистки Элени Вернардаки украшает комнату для переговоров, а одна из зон “гостиной” отведена под текстиль греко-аргентинской художницы Александры Кехайоглу “Hope the Voyage Is a Long One”, где изображаются ущелья Самария на острове Крит. “Мы позвонили ей в Аргентину и спросили: “У вас не найдется что-нибудь, что вы хотели бы одолжить?” — вспоминает Грабовски-Мицотакис. — И она не только одолжила нам “что-нибудь”, но и попросила своего мужа все доставить, так как на нас давили сроки. Это очень трогательно. Она прожила всю свою жизнь в Аргентине, а с этим гобеленом она вернулась в Грецию, к своим корням и ткачеству, которому ее научила бабушка”. Одолженные у греков, живущих как в стране, так и за рубежом, изделия были собраны менее чем за два месяца с помощью команды волонтеров.
Картина Янниса Адамакоса висит на стене в кабинете премьер-министра, над ковром от Soutzoglou.
Следующим в очереди на благоустройство стал внутренний двор особняка — сюда часто приглашают на завтрак высокопоставленных гостей. Но пока Грабовски-Мицотакис говорит: “Я очень довольна тем, что получилось. Я хотела, чтобы это место, которое полностью принадлежит греческому народу, передавало важное послание: у Греции есть прекрасная история, традиции и мастерство. Мы хранители этого богатства только на несколько лет, но я считаю так: вы можете вложить свою душу в те места, где вы провели время, и вы должны любить эти места”.
Коридор особняка. На столе справа находятся Эдип и Антигона, две фигурки из дерева и железа.