История создания ВХУТЕМАСа
Появление ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) было связано с революцией 1917 года и реформой художественного образования, которая началась уже через год.
В 1918 году Императорскую Академию художеств упразднили, а новыми творческими образовательными центрами стали Свободные государственные художественные мастерские. На смену академической программе образования пришла система индивидуальных художественных мастерских, где студенты сами могли выбирать себе наставников — представителей любого художественного направления. Вступительные испытания тоже остались в прошлом.
Студенты деревообделочного отделения дерметфака ВХУТЕИНа делают макеты для курсового проекта “Встроенный шкаф-перегородка с передаточным окном между кухней и столовой”. Слева на фотографии — Борис Соколов. Руководитель Эль Лисицкий. Дерметфак (деревообделочное отделение), ВХУТЕИН. 1929. Фотография Александра Родченко. Архив А. Родченко и В. Степановой.
Владимир Татлин со студентами дерметфака ВХУТЕИНа. Вторая половина 1920-х. Фотография А. Родченко. Архив А. Родченко и В. Степановой.
Мастерские начали открываться по всей стране, а в столице их появилось сразу две: первую создали на базе Строгановского училища, вторую — на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1920 года московские мастерские объединились во ВХУТЕМАС — главный творческий институт страны. В зданиях на Рождественке и Мясницкой начали готовить художников нового типа, которые должны были изобрести принципиально иной художественный язык для предметно-пространственной среды советского человека.
В монтировочной мастерской ВХУТЕМАСа на Рождественке. 1924. Выполнение курсовых проектов из металла. Справа на столе элементы чайника-котелка З. Н. Быкова. Фотография Александра Родченко. Архив А. Родченко и В. Степановой.
Структура ВХУТЕМАСа на протяжении всех десяти лет его существования менялась, но всегда была достаточно инновационной. Художественные и производственные дисциплины впервые были объединены и уравнены в правах, а искусство отныне обрело вполне практические задачи.
Александр Галактионов рядом с макетом и деталями дипломного проекта Ивана Морозова “Стандарт оборудования междугородних автобусных станций”. Руководитель Александр Родченко. Дерметфак (отделение металлообработки), ВХУТЕИН. 1929. Фотография. Архив А. Родченко и В. Степановой.Факультеты и дисциплины ВХУТЕМАСа
В школе было восемь факультетов: архитектурный, керамический, полиграфический, живописный, скульптурный, текстильный, деревообделочный и металлообрабатывающий. Два последних в 1926 году объединились в один — дерметфак. Но главным центром экспериментальных поисков во ВХУТЕМАСе было основное отделение — пропедевтический курс, аналогичный форкурсу в Баухаусе, где студентов всех специальностей учили общим законам восприятия и передачи цвета, основам пространственного мышления и формообразования, ритму и композиции.
Может быть интересноБаухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы
Полиграфический факультет. Г. Чичагова. Шуточное рекламное объявление из студенческого журнала “Металлическое кольцо № 1”. 1922.
Анастасия Ахтырко. Обложка рукописного студенческого журнала “Металлическое кольцо”, № 1, 1922. Из частного архива.
Азбука ВХУТЕМАСа состояла из четырех дисциплин: “Пространство”, “Объем”, “Графика” и “Цвет”. Их придумали художники-беспредметники Александр Веснин, Любовь Попова, Александра Экстер, Надежда Удальцова, Александр Родченко и другие. Например, Родченко считал, что эстетичен любой бытовой предмет. Поэтому на его занятиях студенты создавали натюрморты из “нехудожественного”: листов железа, кирпичей, бумаги, стекла. Выполняя такие задания, они учились работать с правдивостью материала, выразительностью фактур и красотой обыденного. Постепенно дисциплины (за исключением “Пространства”) стали неуклонно заменяться на более традиционные: живопись, рисунок, скульптуру.
Текстильный факультет. Евдокия Ануфриева. Рубашечный ситец. Трехгорная мануфактура. 1930–1932 годы. Х/б ткань, печать. Музей Москвы.
Александр Сильченков. Дипломный проект на тему “Дом промышленности и торговли”. Мастерская Николая Ладовского. 1928. Музей МАРХИ.
В 1927 году ВХУТЕМАС переименовали во ВХУТЕИН — Высший художественно-технический институт, который был расформирован через три года, в 1930 году. Одни факультеты вошли в состав уже существующих к тому моменту учебных заведений, другие стали самостоятельными институтами. Так появились Полиграфический институт, Художественно-промышленное училище, Московский архитектурный институт и Текстильный институт.
Георгий Вегман. Производственное задание на тему “Элеватор, выявление и выражение формы”. Мастерская Николая Ладовского. 1922. Музей МАРХИ.Первые советские дизайнеры
Деревообделочный и металлообрабатывающий были основными дизайнерскими факультетами ВХУТЕМАСа, где Александр Родченко, Антон Лавинский, Эль Лисицкий и Владимир Татлин формировали школу советского промышленного дизайна. Учащиеся занимались проектированием интерьеров квартир и общественных зданий. А их проекты, в том числе большой макет избы-читальни, экспонировались на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году.
В деревообделочной мастерской ВХУТЕМАСа. Работа студента на долбежно-сверлильном станке. 1920-е. Фотография Александра Родченко. Архив А. Родченко и В. Степановой.
Дерметфак (в 1926 году факультеты объединили) во многом определял новаторское лицо ВХУТЕМАСа, ведь здесь под руководством молодых педагогов-экспериментаторов шла подготовка художников-мастеров для промышленности. Именно они должны были наполнить быт советского человека удобными, функциональными и доступными вещами: от настольных ламп и стульев до интерьерных решений и проектов транспортных средств.
Борис Земляницын. Складной стул для каюты капитана рефрижераторного судна. Руководители дипломного проекта Лазарь Лисицкий и Сергей Чернышев. Дерметфак (деревообделочное отделение), ВХУТЕИН. 1927–1928. Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова.
Среди известных выпускников металлообрабатывающего отделения были Павел Жигунов, Дмитрий Заонегин, Иван Морозов, Захар Быков, Абрам Дамский, Владимир Мещерин, а среди деревообделочного отделения Борис Земляницын, Иван Лобов, Константин Кудряшев и другие. В списках выпускников этих факультетов нет ни одной женщины, хотя сохранились учебные проекты Анастасии Ахтырко, учившейся на метфаке с 1922 по 1924 год.
Студенты ВХУТЕМАСа в мастерской Александра Родченко и Варвары Степановой на Мясницкой улице. 1924. Слева направо: Анастасия Ахтырко, Николай Соболев, Захар Быков, Варвара Степанова, Павел Жигунов. Фотография Александра Родченко. Архив А. Родченко и В. Степановой.
После 1930 года художественная составляющая проектно-конструкторского образования была на время утрачена. К распространенным во ВХУТЕМАСе концепциям в области дизайна вернулись после войны, когда начался подъем промышленности и актуализация идей производственного искусства. А в 1960-х годах появились специализированные институты и кафедры.
Фотография. Машинка швейная “Госшвеймашина”. Подольский завод (бывший “Зингер”). Проект графического оформления с рисунками на сельскохозяйственную тематику — Павел Жигунов (выполнен в рамках производственной практики, под руководством Александра Родченко). Конец 1920-х. Фотография. Архив З. Быкова.
Наследники ВХУТЕМАСа продолжили разрабатывать научно-технические обоснования целей и задач проектирования, учитывать физиологические особенности взаимодействия человека с проектируемым предметными миром, ориентироваться на разработку не единичных вещей, а комплексных вариативных систем, которые создавались на базе универсальных модульных элементов.
Проекты выпускников ВХУТЕМАСа
Мягкий рессорный стул из гнутого дерева
Автор: Николай Рогожин, 1927–1929
В своей авторской дисциплине “Культура материала” на дерметфаке Владимир Татлин подчеркивал необходимость органичного взаимодействия фактуры и формы предмета с телом человека, его ощущениями. Мягкий рессорный стул из бука студента дерметфака Николая Рогожина полностью соответствует этой концепции. В своей работе он попытался изящно решить проблему затекания мышц от долгого сидения в одной позе. Менять центр тяжести человеку помогала пружинящая рессорная конструкция под сиденьем. Создавалось ощущение, будто паришь “на упругом потоке воздуха”.
Николай Рогожин. Мягкий рессорный стул из гнутого дерева. Руководитель курсового проекта: Владимир Татлин. Дерметфак (деревообделочное отделение), ВХУТЕИН. 1927–1929. Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова.Универсальный трансформирующийся стол
Автор: Иван Морозов, 1926
Динамически организованные вещи, по мнению Александра Родченко, были одним из наиболее перспективных направлений в дизайне предметного мира. Такие вещи могли меняться в соответствии с потребностями человека, а также экономить пространство квартиры. Студенты придумывали складные полки и книжные киоски, кресла-кровати, складные стаканы и ложки и др. На этом же принципе основывались и мебельные проекты. Один из них — трансформирующийся стол Морозова.
Иван Морозов. Проект универсального трансформирующегося стола. Два положения конфигурации. Руководитель Александр Родченко. Металлообрабатывающий факультет, ВХУТЕМАС. 1926. Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова.
Иван Морозов. Проект универсального трансформирующегося стола. Два положения конфигурации. Руководитель Александр Родченко. Металлообрабатывающий факультет, ВХУТЕМАС. 1926. Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова.Светильники Абрама Дамского
1930-е
Абрам Дамский сразу после выпуска из ВХУТЕИНа возглавил проектную мастерскую завода “Электросвет”, где принимал участие в разработке первых серийных светильников для производственных помещений. В 1931 году он спроектировал потолочный светильник для общественных зданий “Люцетта”, который в различных вариациях производят до сих пор.
Затем он руководил проектированием и производством осветительных приборов для правительственных зданий, комбината “Правда”, станций и внутренних помещений метрополитена (“Таганская”, “Октябрьская”), гостиниц и театра. Также работал как специалист по проектированию общественных интерьеров и стал автором теоретических трудов по вопросам искусственного освещения и цвета в интерьере и городской среде.
Серия настольных ламп по проекту Абрама Дамского. Руководитель Александр Родченко. Дерметфак (отделение металлообработки), ВХУТЕИН. 1929. Изготовлено компанией LumoLumo для Фонда развития Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и поддержки творческих инициатив. 2020.
Серия настольных ламп по проекту Абрама Дамского. Руководитель Александр Родченко. Дерметфак (отделение металлообработки), ВХУТЕИН. 1929. Изготовлено компанией LumoLumo для Фонда развития Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и поддержки творческих инициатив. 2020.
Изба-читальня
1925
Это совместная работа студентов деревообделочного факультета ВХУТЕМАСа (М. Олешева, В. Тимофеева и других) для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году. Одним из руководителей проекта был Антон Лавинский, педагог-новатор и один из создателей пропедевтической дисциплины “Объем”.
Масштабный электрифицированный макет избы-читальни — самый выразительный результат его влияния. Студенты посмотрели на это сооружение комплексно и ради экономии пространства снабдили его многофункциональным оборудованием. В избе есть несколько вариантов шкафов-витрин, стол-скамейка, стол с вращающейся средней частью для удобного обмена книгами, модульные вращающиеся вешалки, эстрада-стойка. Использовать все можно по очереди: одно и то же помещение может быть и буфетом, и читальней, и театральным залом.
Скамьи Захара Быкова
1935
Захар Быков учился во ВХУТЕМАСе у Александра Родченко, а затем преподавал в должности ассистента по техническому рисунку. Среди его учебных работ были пепельница, потолочная лампа, дорожный чайник-котелок, складные книжная полка и киоск. В 1930–1940-е годы он разработал детали интерьеров для нескольких московский станций метро — например, для “Аэропорта” спроектировал оригинальные скамьи. Их предназначение было не только в отдыхе пассажиров, но и в информировании. Главным элементом были металлические стойки для стрелок с указанием направления движения поездов и выходов в город, которые должны были крепиться к спинке двустороннего сиденья. Кроме того, на “Семеновской” сохранились придуманные Быковым вентиляционные и декоративные решетки для верхнего вестибюля.
Захар Быков. Керамическая вариантная плитка (элементы орнамента.). Эскиз. Руководитель Александр Родченко. Дерметфак (отделение металлообработки), ВХУТЕИН. 1926. Карандаш, гуашь, бумага. Архив З. Быкова.
Захар Быков. Проект походного чайника-котелка. Руководитель Александр Родченко. Металлообрабатывающий факультет, ВХУТЕМАС. 1924. Фотография. Архив З. Быкова.Конструкция для лозунгов
Автор: Густав Клуцис, 1922
Исследовать возможности линии, плоскости, цвета и фактуры для “художественной организации пространства” Густав Клуцис начал в 1921 году, а уже через год перешел от абстрактных композиций к созданию реальных проектов, в частности динамических агитационных установок. С 1924 по 1930 год он был преподавателем на дерметфаке и учил студентов исследовать выразительные возможности структурных построений на основе геометрических элементов.
Г. Г. Клуцис. Конструкция для лозунгов, Москва, 1922. Бумага, линогравюра. Государственный музей В. В. Маяковского.
Выставка “ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда” открылась 10 ноября и должна была продлиться до 7 февраля 2021 года. Однако с 13 ноября по 15 января музей приостановил работу офлайн, но запустил параллельную программу, которая пройдет онлайн. В рамках нее состоятся презентации книг и альбомов, встречи с исследователями авангарда и искусствоведами, лекции о влиянии ВХУТЕМАСа на современную архитектуру и дизайн, а также воркшопы по иллюстрации и каллиграфии. Все трансляции будут доступны для просмотра на YouTube-канале Музея Москвы и в Zoom по регистрации.