Усадьбы Москвы в деталях: история Абрамцево и архивные фотографии

Корни Абрамцево уходят далеко в прошлое: впервые село "Обрамково" упоминается еще в документах XVI века, но как о поместье о нем известно с начала XVIII века — тогда оно принадлежало представителю боярского рода Головиных Федору Ивановичу. Именно при нем был возведен главный усадебный дом, который стоит до сих пор — правда, до нас он дошел после многочисленных реставраций и перестроек.

При Головине поместье не приносило дохода, но его очень любили за природу и живописный вид: одноэтажный главный дом стоял на холме у реки Вори, а по бокам поместье окружали фруктовый сад и зеленый парк. После Головиных Абрамцево принадлежало семье Молчановах — они пристроили мезонин над главным домом, несколько террас на улице и разбили пруд у реки. Но в 1841 году поместье выкупил Василий Васильевич Неведомский, через два года продавший его С. Т. Аксакову, — тогда в Абрамцеве и началась новая эпоха.

Вот, наконец, за все терпенье

Судьба вознаградила нас:

Мы, наконец, нашли именье

По вкусу нашему, как раз…

— Аксаков С.Т.

Аксаковы практически не поменяли внешний вид усадьбы, только пристроили жилой флигель с юго-восточной стороны главного дома. Зато атмосфера и гости Абрамцева полностью изменились: в воздухе витало творческое настроение (именно там Аксаков написал "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" и сказку "Аленький цветочек"), а в доме гостили знаменитые писатели: Погодин, Гоголь, Тургенев, Щепкин. К сожалению, после смерти Сергея Тимофеевича его семья стала останавливаться в поместье все реже и реже, а затем и вовсе продала его С. И. Мамонтову.

Савва Иванович Мамонтов вошел в историю как одна из самых значимых фигур, повлиявших на развитие русской культуры. Отчасти это заслуга и Абрамцево, которое в какой-то момент стало центром русской творческой деятельности. Мамонтов живо интересовался искусством, архитектурой, театром и близко общался с Репиным, Васнецовыми, Серовым, Поленовым, Коровиным, Нестеровым, Врубелем — впоследствии они вместе с другими художниками основали "Мамонтовский художественный кружок", участники которого часто гостили в Абрамцеве.

Сергей Виноградов, "Поместье Мамонтовых".

В Абрамцеве любили ставить домашние спектакли: сам Савва Иванович выступал в роли режиссера и драматурга, а за декорации отвечали Поленов, Васнецов и другие. В итоге эти домашние, непрофессиональные представления подтолкнули Мамонтова на создание Русской частной оперы в Москве. "Мамонтовский кружок" стал важной частью истории как Абрамцево, так и российской живописи и театра в целом — его участники заложили основу неорусского направления стиля модерн, повлияли на развитие Художественного театра К. С. Станиславского и Русских сезонов С. П. Дягилева и создали один из первых музеев произведений русского народного искусства.

Илья Репин, "Абрамцево".Усадебный дом

Усадебный дом — главная постройка Абрамцево и настоящий архитектурный памятник русского деревянного классицизма. В доме только один этаж и мезонин с двумя комнатами — при Аксаковых там располагался кабинет Константина (а потом — Ивана) Аксакова и гостевая комната.

За 10 лет Мамонтовы перестроили кухню и людскую; на территории появились ветряная водокачка и амбар, сарай для лошадей и каретная. Там, где раньше цвел фруктовый сад, расположились теплицы и оранжереи. Усадебный дом был отреставрирован и достроен: Мамонтовы добавили нижний этаж, еще один мезонин на северной стороне и эркер-фонарик.

С террасы восточного фасада открывается вид на "Римскую рощу" — сад, который Мамонтов посадил на память о знакомстве со скульптором М. М. Антокольским, художником В. Д. Поленовым и историком искусства А. В. Праховым в Италии в 1872 году.

Сейчас в главном усадебном доме представлены экспозиции: "Семья Аксаковых и ее окружение" и "Мамонтовский художественный кружок".

Мастерская-студия

Важная достопримечательность усадьбы — мастерская по проекту В. А. Гартмана, построенная в 1873 году в "русском стиле". Именно там художники создавали произведения, которые потом стали олицетворять русскую живопись XIX века во всем мире: в мастерской Репин написал "Крестный ход в Курской губернии" и "Не ждали", Васнецов — "Аленушку" и "Богатыри", Нестеров — "Видение отроку Варфоломею", а Серов — картину "Девочка с персиками". Е. Г. Мамонтова собрала коллекцию произведений народного искусства, на основе этой которой создавались изделия абрамцевской мастерской. Мастерской с 1885 по 1892 г. руководила Е. Д. Поленова, создавшая более ста эскизов, по которым изготовлялись украшенные резьбой и росписью мебель и другие предметы быта.

Баня-теремок

Не случайно баня-теремок (1877–1878) по проекту И.П. Ропета считается одной из самых "причудливых" построек на территории усадьбы: низкое деревянное здание с мезонином имеет очень необычные пропорции — маленькие окна и дверь, массивное крыльцо и высокая широкая крыша, украшенная пропильной резьбой. Аксаковы использовали теремок как баню, а Мамонтовы со временем переоборудовали ее в гостевой домик. Сейчас там представлена экспозиция абрамцевской столярно-резчицкой мастерской. Но баню стоит посетить не только ради выставки изделий Е. Д. Поленовой, но и ради интерьера бани — это отличный образец "русского стиля".

"Избушка на курьих ножках"

Еще одно необычное сооружение на территории усадебного комплекса — беседка "Избушка на курьих ножках" по проекту В. М. Васнецова (1883), которая по праву является одним из ярких примеров раннего русского модерна. Постройка полностью состоит из бревен, а фасад украшают деревянные скульптуры и резьба: голова коня на крыше и совы и летучие мыши на фронтонах.

Аполлинарий Васнецов. "Абрамцево. Избушка на курьих ножках".

Церковь Спаса Нерукотворного

Проект Церкови Спаса Нерукотворного (1881–1882) разрабатывали Васнецов и Поленов. Они взяли за основу новгородскую архитектуру — это видно в характерной кирпичной кладке и сложном рельефе стен, благодаря которому удалось добиться светотеневого освещения. В постройке до сих пор сохранился оригинальный мозаичный пол, печь по эскизам М.А. Врубеля и изразцы с цветочным орнаментом.

Культурный поселок

Елизавета Мамонтова не просто отдыхала в усадьбе, но и помогала создать доступную для местных крестьян инфраструктуру: под ее присмотром в "Культурном поселке" появились первые больницы и школы и столярные мастерские, в 1890 году даже открылась первая керамическая мастерская под руководством М. А. Врубеля. Работники мастерской были действительно легендарные — Васнецов, Поленов, Серов, Коровин и другие художники. Абрамцевские изделия стали знамениты на всю Россию, продавались в крупных городах и даже участвовали в выставках.

Илья Репин. "Летний пейзаж" (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве).

Перед тем, как Мамонтова обвинили в финансовых злоупотреблениях и началась череда судебных разбирательств, усадьбу успели переписать на Е. Г. Мамонтову, поэтому Абрамцево еще несколько десятилетий оставалось во владении семьи. Керамическую мастерскую позднее перенесли в дом на 2-й улице Ямского поля у Бутырской заставы, и она продолжила работу, но уже под официальным именем Керамико-художественного гончарного завода "Абрамцево". В 1910 году Сергей Мамонтов — старший сын — увидев популярность усадьбы среди художников и писателей, построил недалеко от "Абрамцево" дачу "Яснушка": там тоже останавливались знаменитые гости, в том числе И. А. Бунин и Ф. И. Шаляпин.

Василий Поленов. "Пруд в Абрамцеве", 1883.

Творческая атмосфера в Абрамцево угасла после Октябрьской революции 1917 года — усадьбу национализировали и присвоили ей статус музея (тогда коллекция состояла из 2000 картин и русского прикладного искусства). Спустя 15 лет усадьбу и вовсе закрыли, территория стала служить домом отдыха для работников искусства, а затем — для школьных учителей и сотрудников. Во время Великой Отечественной войны Абрамцево занял военный госпиталь, но экспонаты удалось сохранить — их заранее переместили в Загорский музей.

После войны культурная жизнь в усадьбе начала возвращаться: она перешла в ведение Академии наук СССР, снова получила статус музея, а часть комплекса занял санаторий. В 1948 году начались работы по реконструкции усадьбы под присмотром Всеволода Саввича Мамонта. Сейчас музей-заповедник открыт для посещения: гости могут познакомиться с коллекцией "Абрамцево", посмотреть на памятники русской архитектуры и полюбоваться живописным Абрамцевским прудом, представляя, как здесь когда-то вершилась история русской культуры и искусства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: