Букеты фиалок и большие бульвары
История самого старого парижского универмага Printemps восходит к 1865 году, когда лавочник Жюль Жалюзо решил открыть новый большой магазин на rue du Havre неподалеку от вокзала Сен-Лазар. Хотя сегодня кажется, что район Оперы Гарнье и больших бульваров в Париже — это самое сердце города, полное модных бутиков и ресторанов, в середине XIX века это место считалось очень шумным, пыльным и даже опасным из-за близости вокзала. Однако Жюль Жалюзо решил дать непопулярному кварталу шанс и не ошибся: за почти два столетия этот район стал одним из самых шикарных и ухоженных уголков города.
Тогда универмаг такого типа был настоящей революцией для торговли. Под одной крышей размещались разнообразные отделы и магазины. Можно было купить одежду, ткани, чулки, перчатки и даже мебель под одной крышей. Купленные вещи можно было вернуть, что позже стало само собой разумеющимся правилом, а в XIX веке еще было редкостью. Жалюзо назвал универмаг Au Printemps, что значит “Весной”, а клиентам каждый год дарили букет фиалок в первый день весны.
Printemps после первого пожара
Первое здание универмага достаточно скоро временно закрылось из-за пожара 1881 года. Однако Жюль Жалюзо пригласил известного архитектора Поля Седиля, чтобы перестроить универмаг и сделать его не только шедевром архитектуры, но и максимально инновационным и удобным для покупателей. Здесь за шесть лет до того, как весь Париж был электрифицирован, появилось электрическое освещение, а в 1883 году в здании были установлены лифты и телефонные будки. Чуть позже в Printemps появилась чайная, театральное агентство и бюро путешествий, читальня и даже парикмахерская — так он стал прообразом современных универмагов и торговых центров.
В начале XX века предприниматель Гюстав Лагуиони купил универмаг и заказал новый проект у архитектора Рене Бине. Ему поручили построить дополнительное здание (сегодня это Printemps Women). Тот, следуя моде на ар-нуво и ар-деко, спроектировал новый магазин, состоящий из угловых ротонд, с куполами, большими фигурными окнами и мозаикой. Внешне универмаг напоминал настоящий дворец. Железобетонные извилистые перила, балконы и скульптуры, а также позолоченные бронзовые капители разработал дизайнер Анри Бушар. Здание универмага было настоящим произведением искусства, которое полностью сгорело в пожаре 1921 года.
Символ роскоши и красоты
Архитектор Жорж Вайбо, ученик Бинеля, практически возродил универмаг из пепла. Его восстановили и отреставрировали, оснастили американской спринклерной противопожарной системой, а в оконные рамы вставили устойчивое к огню стекло. Витражи с 3125 металлическими панелями в куполах восстановили в ателье Бриера, и здание снова стало центром притяжения парижских модников и иностранцев.
Роскошный фасад и интерьер украшали известные художники и скульпторы того времени. Анри Шапу создал статуи, олицетворяющие четыре сезона, скульптор Эжен Легран слепил декоративные фрукты, цветы и львиные головы, укращающие фасад, а художник Жюль-Мари Шедевиль создал фигурные розетки, медальоны и вылепил цифры для каждого этажа. А эмалированные терракотовые украшения на фасаде — работа Жюль-Поля Лебница, тогда как мозаику вокруг вывески изготовили на фабрике Facchina в Мурано. Таким универмаг сохранился до наших дней.
Отдельного внимания заслуживают афиши универмага, которые всегда разрабатывались визионерами от дизайна — как в XX веке, так и сегодня. Над созданием постеров и декораций в разное время трудились Жюль Шерет, Дриан, Лепапе, Бенито, Семпре, а также Марио Тестино и Карл Лагерфельд.