Архитектура музеев мира: 40 самых красивых зданий

Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк

Музей Гуггенхайма во многом можно назвать передовым — здание музея стало первым проектом Фрэнка Ллойда Райта в Нью-Йорке. Кроме того, спиралевидная конструкция музея даже для Нью-Йорка 1959-го года была довольно эксцентричной. Райт первым трактовал музейное здание как произведение искусства, равноценное коллекциям, которые в нем хранят.

Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк, США. Архитектор: Фрэнк Ллойд Райт. Год открытия: 1959 г. guggenheim.orgЦентр Жоржа Помпиду в Париже

В 1977 году, когда был возведен Центр Помпиду, Ренцо Пьяно было всего тридцать три года, его соавтору, архитектору Ричарду Роджерсу, немногим больше — тридцать шесть лет. "Просто пара сумасшедших, — вспоминал как-то о проекте сам Ренцо Пьяно в интервью AD. — Нет, сумасшедших в квадрате: когда сталкиваются между собой двое психов, безумие надо возводить в квадрат. Центр Помпиду был провокацией невоспитанной молодежи. Но я до сих пор его люблю, и когда меня спрашивают, не стесняюсь ответить: "Думаю, классное здание мы тогда построили".

Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция. Архитектор: Ренцо Пьяно. Год открытия: 1977 г. centrepompidou.fr

Может быть интересноЦентр Помпиду в Париже закроют на реставрацию на четыре годаМузей дизайна Vitra, Вайль-ам-Райн

Музей дизайна Vitra — первый проект калифорнийца Фрэнка Гери в Европе. Это здание, возведенное в 1989 году, вполне подтверждает закрепившуюся за архитектором славу "короля контрапункта": плоскости гладких стен встречаются друг с другом в ломаном разрезе, объединяет их плавных изгиб спиральной лестницы. Кстати, именно после работы над этой лестницей, с которой то и дело возникали непредвиденные трудности, Фрэнк Гери отказался от макетов и стал проектировать свои здания уже на компьютере.

Музей дизайна Vitra, Вайль-ам-Райн, Германия. Архитектор: Фрэнк Гери. Год открытия: 1989 г. design-museum.deМузей современного искусства, Наосима

Музей был построен по проекту Тадао Андо в 1992 году по инициативе корпорации Benesse. Здание разработано таким образом, чтобы посетители музея могли ощутить себя наедине с искусством и природой. Выразительная деталь проекта – круглый “пруд размышлений”.

Музей современного искусства, Наосима, Япония. Архитектор: Тадао Андо. Год открытия: 1992 г. benesse-artsite.jp Музей современного искусства в Нитерое

Музей современного искусства в Нитерое (маленький город-спутник Рио-де-Жанейро) Оскар Нимейер построил в 1996 году. Критики восхитились, но решили, что это последняя работа архитектора: на тот момент ему было уже 89 лет. Однако Нимейер смог еще удивить и реализовать с десяток объектов разного масштаба. В этом и заключалось его кредо, сам архитектор в интервью AD говорил: "Нитерой может нравиться или нет, но нельзя сказать, что это неинтересно. Ты, может, видал вещи и получше, но такой же – не видел. Архитектура – это всегда изобретение, надо уметь удивлять".

Музей современного искусства, Нитерой, Бразилия. Архитектор: Оскар Нимейер. Год открытия: 1996 г. macniteroi.com.br Музей фонда Бейелер, Базель

Расположение на территории густого парка предопределило и фасад музея: Ренцо Пьяно предложил проект здания с окнами от пола до потолка, которое дополняют небольшие искусственные пруды. Легкость и воздушность музея призывают посетителя вступить в диалог с искусством и окружающим пейзажем.

Музей фонда Бейелер, Базель, Швейцария. Архитектор: Ренцо Пьяно. Год открытия: 1997 г. fondationbeyeler.ch Музей Гуггенхайма в Бильбао

Музей Гуггенхайма в Бильбао Фрэнк Гери построил в 1997 году. В создании проектов архитектору не раз помогали листы бумаги: он их мял и отдавал комок на разработку конструкторам. Зато теперь каждый может увидеть в этом громадном памятнике деконструктивизма что-то свое — металлический цветок или причудливое морское судно.

Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания. Архитектор: Фрэнк Гери. Год открытия: 1997 г. guggenheim-bilbao.eus Музей современного искусства в Форт-Уэрте, Техас

Стеклянные блоки музея по проекту Тадао Андо в жарком Техасе выглядят, как оазис: здание отражается в водоеме и как будто парит в воздухе, настраивая посетителей на полет фантазии.

Музей современного искусства, Форт-Уэрт, США. Архитектор: Тадао Андо. Год открытия: 2002 г. themodern.org Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья, Марсель

В этом проекте можно найти много символизма: архитектором музея с миссией показать тесные и не всегда мирные взаимоотношения народов Средиземноморья стал Руди Риччотти — француз алжирского происхождения, а город Марсель, в котором решено было возвести музей, и конкретно причал J4 считаются средиземноморскими воротами Европы. Поэтому и в архитектуре здания можно найти как европейские мотивы, так и арабские веяния.

Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья, Марсель, Франция. Архитектор: Руди Риччиотти. Год открытия: 2013 г. mucem.org Музей искусств Ордрупгаард, Копенгаген

Пространство с высокими окнами отдано под кафе, сами же экспозиции выставлены в полуподземных помещениях музея. Стены там выкрашены в серый: сделано это для того, чтобы уберечь искусство от яркого света, к тому же он перекликается с фасадом из темного бетона.

Музей искусств Ордрупгаард, Копенгаген, Дания. Архитектор: Заха Хадид. Год открытия: 2005 г. ordrupgaard.dk Королевский музей Онтарио, Торонто

Эта кристаллобразная конструкция появилась в городском ландшафте Торонто с легкой руки Даниэля Либескинда. На 25 % она состоит из стекла и на 75 — из алюминиевых пластин, которые производят только в одном месте на земле, на фабрике Йозефа Гартнера в Германии. Форма здания перекликается с обширной экспозицией природных материалов в музее и превращает сам музей в экспонат, меняющий облик города.

Королевский музей Онтарио, Торонто, Канада. Архитектура: Даниэль Либескинд. Год открытия: 2007 г. rom.on.ca Новый музей современного искусства, Нью-Йорк

Архитекторы японского бюро SANAA Кадзуе Седзима и Рюэ Нисидзава взгромоздили на базис первого уровня шесть блоков разного объема и покрыли их алюминиевой облицовкой. На солнце эти блоки будто приходят в движение и раскрывают динамичный характер здания: он совпадает с ритмом города и с постоянно обновляющимися экспозициями музея.

Новый музей современного искусства, Нью-Йорк, США. Архитекторы: Кадзуе Седзима и Рюэ Нисидзава (SANAA). Год открытия: 2007 г. newmuseum.org Музей Паулы Рего "Дом историй", Кашкайш

Португальская художница Паула Рего сама обратилась к Эдуарду Соуту-Моура, чтоб тот создал проект музея для ее работ. Привело это к тому, что многие посетители отмечают — рассматривать фасад с выразительными башнями-пирамидами и отделкой из красного бетона не менее интересно, чем постоянную экспозицию.

Музей Паулы Рего "Дом историй", Кашкайш, Португалия. Архитектор: Эдуарду Соуту-Моура. Год открытия: 2008 г. casadashistoriaspaularego.com Национальный музей искусств XXI века, Рим

Строительство этого музея заняло целых десять лет. Особое внимание при проектировании было уделено естественному освещению: он проникает сквозь стеклянный потолок, лежащий на тонких бетонных балках. В текучих формах, подвесные изогнутых лестницах и световых решениях без труда узнается почерк Захи Хадид.

Национальный музей искусств XXI века, Рим, Италия. Архитектор: Заха Хадид. Год открытия: 2009 г. maxxi.art Музей дизайна Холон, Израиль

Стальные красные ленты фасада окутывают два крыла, расположенных на разных уровнях ландшафта, и объединяют все пространство и снаружи, и изнутри. За такую оригинальную концепцию Музей дизайна в Холоне был назван журналом "Conde Nast Traveler" одним из чудес света нового мира.

Музей дизайна Холон, Израиль. Архитектор: Рон Арад. Год открытия: 2010 г. dmh.org.il Teshima Art Museum, Япония

Архитекторам Рюэ Нисидзава и Рей Наито удалось создать белый бетонный купол размером 40 на 60 метров и толщиной всего 25 см без каких-либо внешних опорных конструкций. Два эллиптических "окна" впускают в пространство природные элементы и позволяют им быть самостоятельными произведениями искусства.

Художественный музей Тешима, Япония. Архитектор и художник: Рюэ Нисидзава и Рей Наито. Год открытия: 2010 г. benesse-artsite.jp Музей Ордоса, Китай

Музей по проекту бюро MAD Architects должен был нарушить линейную планировку китайского города Ордос своей органической формой и, конечно же, привлечь туристов. Металлические переливающиеся на солнце листы поддерживают идею "биопроисхождения" такого ядра, создавая эффект пульсации. Однако заселить город (по меркам Китая) с помощью этой достопримечательности все же не удалось.

Музей Ордоса, Китай. Архитектор: MAD Architects. Дата открытия: 2011 г.Музей Соумайя в Мехико

Этот музей искусства с шестнадцатью тысячами алюминиевых пластин на фасаде был построен по заказу самого богатого мексиканца Карлоса Слима, чтобы хранить и демонстрировать миру личную коллекцию произведений искусства. В нее вошли работы да Винчи, Тинторетто, Рубенса, Сезанна, Моне, Пикассо, Ван Гога и больше сотни скульптур Родена.

Музей Соумайя, Мехико, Мексика. Архитектор: Фернандо Ромеро. Год открытия: 2011 г. soumaya.com.mx Музей Jumex в Мехико

Другим культурным центром Мехико стал Музей Jumex по проекту архитектора Дэвида Чипперфилда. Отличительная черта музея — крыша: ее своеобразная конструкция разработана с учетом климатических особенностей города и его архитектурой (музей окружают высотные здания). Все было рассчитано так, чтобы заполнить пространство музея естественным светом.

Музей Jumex, Мехико, Мексика. Архитектор: Дэвид Чипперфилд. Год открытия: 2013 г. fundacionjumex.org Музей Fondation Louis Vuitton в Париже

Проект Фрэнка Гери для Fondation Louis Vuitton приняли сразу, но разработка шла нелегко: архитектор менял планы несколько раз, пока глава LVMH Бернар Арно не сказал: “Хватит, стоп!”, в то же время строительство вовсе пытались запретить защитники старинного леса Руврэ (именно там собирались разместить музей). Однако все остались довольны — и критики, и сам Гери, назвавший результат “стеклянном облаком”.

Музей Fondation Louis Vuitton, Париж, Франция. Архитектор: Фрэнк Гери. Год открытия: 2014 г. fondationlouisvuitton.frМузей биоразнообразия Biomuseo в Панаме

Фрэнк Гери как-то признался: "Это был очень личный проект для меня. Я чувствую тесные связи с народом Панамы и твердо верю, что мы все должны пытаться сохранить биоразнообразие, которое находится под угрозой во всем мире". Здание музея также разнообразно — блоки разных форм и цветов объединены в единую конструкцию, а снаружи постройку окружает живописный ботанический сад.

Музей биоразнообразия Biomuseo, Панама, Панама. Архитектор: Фрэнк Гери. Год открытия: 2014 г. biomuseopanama.orgГорный музей Месснера, Италия

Здание на высоте 2 275 метров над уровнем моря, пронзающее скалу насквозь, было разработано Zaha Hadid Architects. Заха Хадид объяснила так концепцию музея: “Идея состоит в том, что посетители могут сначала спуститься по горе, чтобы исследовать ее пещеры и гроты, а затем выйти с другой стороны на нависающую над долиной террасу, откуда открываются захватывающие панорамные виды”.

Горный музей Месснера, Больцано, Италия. Архитектор: Заха Хадид. Год открытия: 2015 г. messner-mountain-museum.it Музей Broad Museum, Лос-Анджелес

Внешне музей напоминает экзоскелет из 2500 железобетонных панелей и 650 тонн стали. Видным элементом здания стало овальное отверстие, которому архитекторы даже дали имя — Oculus: по задумке авторов оно должно обеспечивать визуальную связь между музеем и Гранд-авеню.

Музей Broad Museum, Лос-Анджелес, США. Архитекторы: Diller Scofidio + Renfro. Год открытия: 2015 г. thebroad.org Музей дизайна в Лондоне

Музей дизайна обосновался в модернистском здании 1960-х, которое служило Институтом содружества на Кенсингтон-Хай-стрит. Реконструкция велась пять лет: архитектурное бюро OMA в сотрудничестве с Allies and Morison занималось фасадом, а обустройство внутреннего пространства доверили дизайнеру Джону Поусону. В итоге изогнутую бетонную крышу и стеклянный фасад удалось восстановить, а вот саму конструкцию здания пришлось перекроить и приспособить для нужд музея.

Музей дизайна, Лондон, Великобритания. Архитекторы: Джон Поусон / OMA. Год открытия: 2016 г. designmuseum.org Галерея Tate Modern в Лондоне

В 1963-м архитектор сэр Джайлз Джилберт Скотт (автор знаменитой красной телефонной будки) построил на берегу Темзы электростанцию с 99-метровой трубой. В 1996 году Herzog & de Meuron взялись превратить заброшенное промздание в современный музей. Фасад станции не изменился, но внутри возникло, по сути, новое здание из стального каркаса: целых семь этажей выставочных площадей.

Галерея Tate Modern, Лондон, Великобритания. Архитекторы: Herzog & de Meuron. Год открытия: 2016 г. tate.org.uk Международный музей барокко, Мексика

Площадь музея составляет 18 000 квадратных метров, здание включает 20 залов с постоянными экспозициями, конференц-зал, террасы, патио и ресторан. Окружает белоснежный музей парк, засаженный зелеными деревьями, и водоемы — напоминание о японском происхождении архитектора и его приверженности к чистоте и минимализму.

Международный музей барокко, Пуэбла, Мексика. Архитектор: Тойо Ито. Год открытия: 2016 г. mib.puebla.gob.mxМузей искусства, архитектуры и технологий в Лиссабоне

По словам заказчика проекта, главы португальского фонда EDP Антонио Месиа, музей должен был восстановить историческую связь города с водой и оживить безлюдную набережную. Решили эту задачу с помощью конструкции здания: нависающая изогнутая крыша в форме волны (на нее можно даже выйти) стала продолжением реки. Фасад здания из 15 тысяч трехмерных керамических плиток светится в лучах солнца и мерцает, отражая водную гладь.

Музей искусства, архитектуры и технологий, Лиссабон, Португалия. Архитектор: Аманда Ливит. Год открытия: 2016 г. maat.pt LEGO House, Дания

Бьярке Ингельс задумал конструкцию Lego House как “трехмерную деревню”, состоящую из пересекающихся пространств-кубиков (возможно ли лучше передать концепцию бренда?). Самая заметная деталь проекта — разноцветные крыши. На каждой из них есть открытая площадка, где найдется занятие и детям, и взрослым.

LEGO House, Биллунн, Дания. Архитектор: Бьярке Ингельс. Год открытия: 2017 г. legohouse.com Музей Ива Сен-Лорана, Марракеш

Перед тем как начать работу над зданием музея в Марракеше, архитекторы бюро Studio KO долгое время изучали архивы Ива Сен-Лорана. Работами кутюрье вдохновлена форма музея: закругленный с двух сторон фасад украшен узором из кирпичей, напоминающим текстуру ткани. Авторы проекта рассказывали: “Как подкладка в случае с жакетом от-кутюр, его интерьер совершенно другой – бархатистый, ровный и сияющий”.

Музей Ива Сен-Лорана, Марракеш, Марокко. Архитектор: Studio KO. Год открытия: 2017 г. museeyslmarrakech.com Культурный центр Botín в Сантандере

Здание культурного центра по проекту Ренцо Пьяно разделено пополам, а две округлые части соединены между собой стальной платформой, которая представляет собой площадь, парящую над землей. С нее открывается вид на море с одной стороны, и на парк с другой. В восточном блоке расположены многофункциональная аудитория и образовательный центр, в западном – выставочная галерея. На нижнем уровне размещены кафе, ресторан и информационный центр.

Культурный центр Botín, Сантандер, Испания. Архитектор: Ренцо Пьяно. Год открытия: 2017 г. centrobotin.org Лувр Абу-Даби

Музей расположился на острове Саадият, так что Жану Нувелю предстояло создать “музейный город” прямо в море. Площадь такого города – 22 500 м², которые отданы под выставочные пространства, рестораны и прочие музейные службы. Всего на территории возведено около 55 строений, но настоящей жемчужиной проекта стал музей, накрытый 180-метровым сверкающим куполом.

Лувр, Абу-Даби, ОАЭ. Архитектор: Жан Нувель. Год открытия: 2017 г. louvreabudhabi.ae Музей современного африканского искусства Zeitz, Кейптаун

Музей Zeitz в Кейптауне — самый масштабный культурный центр, посвященный современному африканскому искусству. Лондонское архитектурное бюро Heatherwick Studio превратило историческое силосное зернохранилище в 9-этажное здание музея. Галереи и атриум располагаются в пространстве, вырезанном из сорока двух бетонных труб, из которых состоит здание. На крыше находится сад скульптуры, в подвалах — хранилища, а на этажах — выставочные пространства, книжный магазин, ресторан, бар и читальные залы.

Музей современного африканского искусства Zeitz, Кейптаун, ЮАР. Архитектор: Томас Хезервик. Год открытия: 2017 г. zeitzmocaa.museum Музей V&A Dundee, Шотландия

Музей расположился на берегу реки Тэй, его необычная изогнутая форма напоминает корабль, хотя автор проекта, Кенго Кума, называл здание морским рифом. Архитектор хотел в первую очередь объединить в этом проекте природу и архитектуру, для этого он вдохновлялся природой Шотландии и ее скалистым ландшафтом. В результате музей, со слов Кенго Кума, можно считать “итогом продолжительного диалога между землей и водой”.

Музей V&A Dundee, Данди, Великобритания. Архитектор: Кенго Кума. Год открытия: 2018 г. vandadundee.org, kkaa.co.jp Культурный центр The Shed, Нью-Йорк

Авторы проекта создали восьмиуровневое сооружение с раздвижной крышей: при необходимости ее можно открыть и таким образом увеличить пространство комплекса. Навес убирается с помощью 4000-тонных рельсов и превращает пространство в открытую площадь для концертов, выставок, фестивалей. Фасад здания покрыт фторполимерными мембранами — прозрачным материалом, который намного легче и безопаснее стекла.

Культурный центр The Shed, Нью-Йорк, США. Архитекторы: Diller Scofidio + Renfro. Год открытия: 2019 г.Павильон Twist в Норвегии

Здание павильона представляет собой “скрученный” мост, соединяющий два берега реки Рандсельвы. Форма конструкции на первый взгляд кажется округлой и изогнутой, на деле же она состоит из прямых линий. Архитекторы сложили спе­циальные алюминиевые панели, как неровную стопку книг, для создания кривых. Кроме того, фасад позволил гармонично вписать сооружение в ландшафт — в нем отражаются деревья, холмы и вода.

Павильон Twist, Евнакер, Норвегия. Архитектор: Бьярке Ингельс. Год открытия: 2019 г. kistefosmuseum.com Национальный музей Катара

Национальный музей Катара стал главным украшением Дохи. Жан Нувель построил его, вдохновившись “розой пустыни” — минеральным образованием, действительно похожим на цветок, которое возникает в процессе кристаллизации в слоях песка. Здание окружают огромные диски разного диаметра, одновременно выступающие в роли опор и выразительных элементов дизайна. Они затеняют пространство между галереями и образуют внутренний двор, в центре которого прячется восстановленный исторический дворец шейха Абдаллаха бин Джасим аль-Тани, покойного сына основателя современного Катара. Раньше он служил домом королевской семьи, а в последнее время выступал в роли национального музея.

Национальный музей, Доха, Катар. Архитектор: Жан Нувель. Год открытия: 2019 г. Галерея Джеймса Симона в Берлине

Галерею Джеймса Симона расположили на Музейном острове в Берлине, и она стала первым сооружением, построенным здесь за последнее столетие. “Архитектурный язык Галереи Джеймса Симона перенял элементы старинных зданий, например колоннады и наружные лестницы. Бюро также сделало отсылки на творения Шинкеля, Штюлера и других архитекторов, участвовавших в создании Музейного острова”, — рассказывают специалисты бюро David Chipperfield.

Галерея Джеймса Симона, Берлин, Германия. Архитектор: Дэвид Чипперфилд. Год открытия: 2019. Музей He Art Museum в Китае

“He” — китайский иероглиф, в переводе означающий “гармоничный”. Автор проекта Тадао Андо постарался отразить в конструкции музея не только его название, но и воплотить восточную философию: бетонные диски переходят друг в друга и образуют атриум, а движение от экспозиции к экспозиции организовано по кругу — все это соответствует идее о гармонии, балансе и единении. Массивная бетонная лестница ведет вверх к круглому проему, откуда льется естественный свет.

Музей He Art Museum, провинция Гуандун, Китай. Архитектор: Тадао Андо. Год открытия: 2020 г. Музей Академии киноискусств в Лос-Анджелесе

Музей Академии киноискусств разместили в стенах бывшего универмага May Company, для этого здание 1939 года в стиле модерн передали в руки Ренцо Пьяно. Архитектор дополнил строение сферическим стеклянным куполом, где организовали аудиторию на тысячу мест. Сам автор проекта говорил, что такая форма конструкции должна подтолкнуть посетителей музея к бесконечному воображаемому путешествию сквозь пространство и время, которое и происходит в кино.

Музей Академии киноискусств, Лос-Анджелес, США. Архитектор: Ренцо Пьяно. Год открытия: 2021 г. academymuseum.org. Художественный музей Датуна, Китай

Архитектура музея была вдохновлена горным пейзажем, поэтому в основе конструкции лежат четыре будто выросших из земли пика. Но у такой формы есть и практическое назначение: авторы проекта учитывали расположение здания относительно сторон света и проектировали узкие полоски оконных проемов так, чтобы минимизировать попадание солнечного света и обеспечить оптимальные условия для произведений искусства.

Художественный музей, Датун, Китай. Архитектор: Норман Фостер. Год открытия: 2021 г. fosterandpartners.com

Впервые опубликовано в AD France.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: